Подробный план урока по русскому языку. Русский язык. Формирование устной и письменной речи младших школьников

Тема: Односоставные предложения с главным членом подлежащим.

1)Образовательные:

Познакомить учащихся с назывным предложением как видом односоставного предложения с главным членом - подлежащим;

Закрепить умение учащихся определять грамматическую основу.

2)Развивающие:

Развивать у учащихся умение находить назывные предложения в тексте;

Развивать у учащихся умение сопоставлять назывные предложения с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями глагольного типа и определять их различия;

Развивать речевую культуру учащихся.

3)Воспитательные:

Воспитывать интерес к русскому языку;

Обогащать словарный запас учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Методика урока: слово учителя, беседа.

Оборудование: учебник «Русский язык » 8 класс под ред. М.М. Разумовской.

Структура урока:

1)Оргмомент и целеполагание.

2)Словарно- орфографическая работа.

3)Объяснение нового материала.

4)закрепление.

5)Подведение итогов.

6)Домашнее задание.

Литература: учебник «Русский язык » 8 класс под ред. М.М. Разумовской.

Ход урока.

1)Оргмомент и целеполагание.

«Здравствуйте ребята! Рада вас видеть. Садитесь! Открываем тетради записываем число, классная работа и тему. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с назывным предложением как видом односоставного предложения с главным членом - подлежащим, а так же научимся сопоставлять назывные предложения с синонимичными двусоставными и односоставными предложениями глагольного типа и определять их различия».

2) Словарно- орфографическая работа.

На доску с помощью проектора проецируется стихотворение М.Цветаевой «В субботу».

Темнеет… Готовиться к чаю…

Дремлет Ася под маминой шубой.

Я страшную сказку читаю

О старой колдунье беззубой,

О старой колдунье и гномах,

О принцессе ушедшей закатом.

Как жутко в лесу не знакомом

Бродить ей с невидящим братом!

Одна у колдуньи забота:

Подвести его к пропасти прямо!

Темнеет… Сегодня суббота.

И будит печальная мама.

Темнеет… Не помнишь о часе.

Из столовой позвали нас к чаю

Клубочком свернувшейся Асе

Я страшную сказку читаю.

Вы помните, когда впервые прочли это стихотворение? (В 3-ем классе)

Подчеркните грамматические основы. (Один ученик называет все грамматические основы)

Сколько односоставных предложений вы нашли? (6)

Назовите виды односоставных предложений с главным членом - сказуемым. (Безличное, определенно - личное…)

Какие типы и виды орфограмм вы можете отметить в тексте? (Безудар. гласная в корне, удвоенные согласн. в корне и т.д.)

Перепишите текст стихотворения в тетради и графически обозначьте условия выбора орфограмм.

Найдите в стихотворении причастные обороты. Чем объясняется выбор или отсутствие знака при причастном обороте? Графически обозначьте условия выбора пунктограмм. (С места отвечает ученик, выполняя задание на оценку)

Разберите по составу слова ушедшей и свернувшейся.

Какие структурные особенности этих форм вы можете отметить? (В корне -шед - наблюдается чередование звука д с нулём звука; ср. шёл, а корень -вер- является связанным, без приставки он не употребляется; ср.отвернуться, повернуть.)

Найдите в тексте многозначные слова. (Старая, подвести.)

Приведите примеры, когда они употребляются в других значениях. (Старый друг, старые книги, старое платье; подвести итоги, подвести товарища, подвести брови.)

Найдите слово имеющее омоним. (Пропасть1 -«крутой обрыв» и пропасть2 - «большое количество».)

Приведите пример, из которого будет ясно значение слова - омонима. (Народу там пропасть.)

Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.

3)Объяснение нового материала.

1. Используется подводящий к постановке и решению проблемы диалог.

Запишите четверостишие в тетрадях. Один ученик у доски.

Осень. Сказочный чертог,

Весь открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра.

Выделите грамматические основы предложений. (Подчёркивают осень, чертог, просеки).

Какого типа эти предложения? (Односоставные)

Назовите главный член предложений? (Подлежащее)

Какой будет тема урока? (Односоставные предложения с главным членом - подлежащим)

Как вы думаете, какое время выражается в этих предложениях? (Настоящее)

Попробуйте изменить временной план, например, перевести эти предложения в прошедшее или будущее время. (Была осень. - Будет осень.

Был сказочный чертог…- Будет сказочный чертог…)

Что получается при изменении временного плана? (Предложение становиться двусоставным)

О каких же явлениях говориться в односоставных предложениях с одним главным членом подлежащим? (О событиях, явлениях, который существуют в настоящем)

Сравните 1 и 2, 3 предложения. Чем они отличаются? (Первое предложение нераспространённое, а второе и третье - распространённые)

Какие второстепенные члены есть во втором предложении? А в третьем?(Определения и дополнения)

Все согласны, что в 3-м предложении второстепенный член дополнение? (Нет, в 3-м предложении тоже определение)

Докажите это.(Существительное просека имеет предметное значение, а не значение действия, а существительное дорог указывает на признак этих просек - они находятся вблизи дорог)

Какой это вид определения? (Несогласованное определение)

Какие же второстепенные члены могут быть в односоставном предложении с главным членом - подлежащим? (Согласованные и несогласованные определения)

Рассмотренные нами предложения с главным членом - подлежащим называются назывными.

Сформулируйте на основе проведенных наблюдений определение назывных предложений. (Формулируют определение)

2. Беседа. Чтение определение назывных предложений в рамке учебника на с.198

Сравните определение в учебнике со своим.

Что нового вы узнали из текста в рамке?

Какое значение выражают назывные предложения?

Каковы их структурные особенности?

Какими частями речи, по вашему мнению, может быть выражено подлежащее? (существительными и местоимениями)

Какие могут быть назывные предложения по цели высказывания? (Повест., побуд., вопрос.)

Как вы думаете, в каком стиле речи преимущественно употребляются назывные предложения? (В художественном)

Придумайте свои примеры назывных предложений. (Зима. Вот снег. Сильный мороз.)

4)Закрепление.

Сравните записанные предложения.

Рассветает. Рассвет. Наступает рассвет.

Что объединяет эти предложения? (Одинаковый смысл - утверждается о существовании явления в настоящем.)

В чём различие между ними? (В структуре: 1- Односоставное безличное, 2- Односоставное назывное, 3- Двусоставное.)

Выполним упр. 276- осложненное списывание - развивается умение находить односоставные назывные предложения по алгоритму:

Найти грамматическую основу предложения.

Определить количество главных членов.

Если один главный член, определить, кокой частью речи выражен:

Существительное. (Взаимопроверка)

Тонкий свист рябчика, красноватые окна в сумерках, костер, раздвигающий тьму. Сосновая лапа на окне в банке из-под консервов, белый цвет земляники. Но сейчас я думаю о том, что человеку нужно, наверное, узнать все прелести цивилизации, прежде чем придти к такому пониманию счастья. В.Белов

Выполним упр. 279 - выборочный диктант - закрепляется навык нахождения назывных предложений и выявление их стилистической функции. (Проверка по цепочке)

Редкие звезды, ослабленные желтоватым светом луны. Теплый степной ветерок. Силуэты акаций, ограды дач. Серебристо-пыльная полынь, её неповторимый ночной запах. Блеск трамвайных рельсов, как бы скользящий вдаль и там поворачивающий и гаснущий среди угольной темноты. П. А.Бунин

5)Подведение итогов.

С каким видом предложений вы познакомились на уроке? (назывные или номинативные)

Какое значение могут выражать эти предложения?

Какую стилистическую функцию выполняют назывные предложения? (Изображение природы, обстановки, внутреннего состояния человека.)

6)Домашнее задание.

1. Выучить определение в учебники на с.198.

2. Выучить наизусть стихотворение М.Цветаевой « В субботу» и подготовиться к самодиктанту.

Разработка представляет собой урок русского языка и словесности по теме "Драгоценные частицы".

Тип урока: обобщение знаний. Данный урок построен на литературном материале, связанном с творчеством Н.В. Гоголя.

Дидактический материал, использованный на уроке, способствует развитию орфографической зоркости, речевых навыков, развитию мышления, а также воспитывает любовь к русскому слову, к родному языку.

Через художественное слово Гоголя, через произведения живописи урок способствует формированию культуроведческой компетенции.

Прилагается презентация, позволяющая учителю создать условия для творческого подхода к изучению темы.

Урок исследовательского типа, направленный на совершенствование знаний, умений, навыков учащихся 7 класса.

Цели и задачи урока:

  1. дать представление о том, что такое народные приметы; рассказать о роли примет в жизни наших предков; способствовать воспитанию интереса к истории и культуре русского народа, отражённым в языке;
  2. способствовать обогащению словарного запаса учащихся; дать представление о роли наречий в языке и речи; формировать / совершенствовать навык правильного написания и употребления наречий; развивать навыки написания сочинения и участия в коллективной проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Целевая аудитория: для 7 класса

В основе урока лежит метапредметный подход к подаче учебного материала. Связующим элементом между этапами урока является чтение учащимися виртуальной энциклопедии, созданной средствами программы PowerPoint.

Сегодня школьники имеют доступ к разнообразной информации в сети Интернет, но мало знают о деятельности выдающихся учёных и деятелей искусства. В целях расширения кругозора пятиклассников изучение темы «Морфемный разбор слова» представлено в виде путешествия по страницам энциклопедии в сопровождении выдающихся учёных, которые помогают учащимся вывести и сформулировать «законы» морфемики, оценить собственные достижения.

ИКТ позволяют сделать подачу материала интересной, презентабельной; делают энциклопедическую информацию доступной (на уроке учитель, к сожалению, не может на парту каждого ученика положить энциклопедию); помогают организовать физминутку.

Урок «Законы морфемики» позволит учащимся не только повторить и систематизировать полученные знания о строении слова, но и поможет пятиклассникам посмотреть на науку о языке в системе других научных дисциплин.

Умение работать со словарём нередко является залогом успеха ученика при подготовке к выпускным экзаменам, олимпиадам, в школьной исследовательской деятельности.

Цель предлагаемого урока: дать представление о лексикографии как о разделе прикладного языкознания; формировать навык работы с разными типами словарей; развивать внимание к слову; воспитывать интерес и любовь к родному языку.

Данный урок может быть проведён в рамках изучения лексикологии, при повторении изученного материала в начале или в конце года, на занятиях, посвящённых подготовке к олимпиадам, поскольку вопросы по лексикографии являются традиционными на олимпиадах разных уровней.

Использование на уроке мультимедийных материалов (разработанных электронных словников, статей редких словарей) позволит повысить эффективность обучения, так как фонд словарей в школе характеризуется зачастую небольшим количеством книг.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок повторения и закрепления знаний об обособленных членах предложениях.

На уроке повторяются условия постановки знаков препинания при обособленных членах предложения. Идёт наблюдение над тем, как используются их экспрессивные свойства в речи. Проводится работа с текстом, творческая работа, тест, беседа о маринистах и их работах (Айвазовский).

Целевая аудитория: для 8 класса

1. Познавательные:

а) обобщить и систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи;
б) познакомить с формами проектной деятельности.

2. Практические:

а) закрепить навыки написания НЕ с различными частями речи;
б) формировать умение определять с помощью опорной схемы условия выбора слитного и раздельного написания НЕ со словами.

3. Общепредметные:

а) воспитывать:

  • интерес к предмету;
  • языковую личность, владеющую разными видами компетенций;

б) развивать логическое мышление, навыки речевой деятельности, разные виды памяти;
в) формировать умение самостоятельно выполнять задание.

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе

Тема урока : «Дательный падеж»

Тип урока: урок повторения.

Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу .

Задачи урока:

Образовательная : создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость .

Развивающая : создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная : создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.

Планируемые результаты (Формирование универсальных учебных действий):

1. Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

2. Познавательные УУД :

Формулирование познавательной цели;

Доказательство;

Построение логической цепи рассуждений;

Рефлексия способов действия;

Навык самоконтроля;

3. Личностные УУД:

Самоопределение;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

4. Регулятивные УУД:

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);

Формирование самоконтроля;

Осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Оборудование урока: учебник «Русский язык» А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, тетрадь.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Универсальные действия

1. Самоопределе

ние к деятельности. Организационный момент.

Цель : привлечение внимания учащихся, проверка их готовности к уроку и обеспечение необходимой мотивации к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3. Постановка учебной задачи

Цель : подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Первичное закрепление.

6. Смена вида деятельности

7. Самостоя

тельная работа с самопроверкой по эталону.

8. Рефлексия деятельности

(итог)

Проверяет готовность класса к работе .

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку?

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня поработаем на отлично.

Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Упражнения:

    Покатать ручку между ладонями.

Теперь откройте свои тетради и запишите число и классная работа.

Минутка чистописания.

Гг Гг Гг Гг Гг

Хочу напомнить вам девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

Что объединяет слова, записанные на доске?

До берега

Для мамы

Из бумаги

С горки

Без товарища

Докажите,что все слова стоят в родит. Падеже. -Что вам помогло определить падеж?

Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос:чего?

С какими предлогами употребляются имена сущ-е в родит. Падеже?

Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? Как думаете,какой падеж мы будем изучать сегодня? Почему?

Вспомним, что же мы уже знаем о дательном падеже?

Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

С какими падежами вы знакомились на прошлых уроках?

Итак, какова тема нашего урока?

Сегодня мы более подробно узнаем все о дательном падеже, его вопросы,предлоги,окончания.

Прочитайте сообщение профессора Самоварова. Как образовано название дательного падежа?

Откроем учебники на стр. 29, упр. 49.

Как вы предлагаете выполнить это задание?

Один ученик идет к доске, выполняет задание с комментированием.

А теперь, вернёмся к оставшимся заданиям. Выполните в тетради упр. 50,используя данный способ, как и в упр.49.

Ребята, вы не устали? Давайте отдохнём?

Выйдем из-за парт и выполним физминутку.

Мы капусту рубим, рубим
Мы морковку трём, трём
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмём, жмём
Сок капустный пьём, пьём.

К нам в гости пришел почтальон Печкин. Он принес письмо. Посмотрите в упр 52 верно ли оно написано на конверте?

А как бы вы подписали конверт? Раздаёт листочки.

А теперь вы сами напишите письмо своему другу из класса, а в конце урока я раздам письма.

Откройте упр 50 на стр 29. Прочитайте текст. Вспомните название сказки и имя автора. Прочитайте задание.

Эту работу вы выполните самостоятельно в тетради. В конце урока мы вместе проверим что у вас получилось.

Дома вы выполните задания на карточках, которые я вам раздам.

Что узнали об именах существительных в дательном падеже?

Чему научились?

Вам понравился урок? Поднимите руки кто поработал сегодня на 5? А кто на 4?

Всем спасибо. Урок окончен.

Подготовка класса к работе.

Имена сущ-е,предлоги, родит. Падеж.

Вопросы: до чего? До берега; для кого?и тд.

Вопросы и предлоги.

Одушевленные,неодуш. Имена сущ-е.

Предлоги: у,около,от,без,из,до,для,вокруг,после,с.

Родит. Падеж.

Будем изучать дательный падеж,тк после родит. Идет дательный.

Существительные в дательном пад. отвечают на вопросы: кому? чему?

Дательный падеж.

Всего 6 падежей.

Образовано от слова «дать».

Нужно составить словосочетания, раскрыв скобки.

Плыть по реке-главное слово плыть(по чему?) по реке.

Выполняют задание в тетради.

Выполняют физминутку.

Пишут письмо своему товарищу.

Выполнение задания в тетради.

Отвечают на вопросы кому? Чему? употребляются с предлогами к,по.

Научились находить имена сущ. В дат. падеже.

Личностные: самоопределение.

Познавательные:

навык самоконтроля.

Регулятивные:

осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные:

доказательство.

Личностные:

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Регулятивные УУД:

целеполагание.

Коммуникативные УУД:

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Познавательные:

формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений.

Познавательные:

рефлексия способов действия.

Разделы: Русский язык

Тип урока: Урок закрепления знаний

Форма урока: Урок-игра

Цели урока:

    Образовательная: Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме.

    Развивающая: Развивать устную и письменную речь, расширять словарный запас учащихся.

    Воспитывающая: Воспитывать интерес к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы. Формировать ключевые компетентности.

Оборудование: Карточки для индивидуальной работы, пособия для проведения игры (рисунки трех поросят, рисунки домиков), пособие “Это интересно”, индивидуальные карточки для проведения перфокарты и “цветного диктанта”

Ход урока

    Организационный момент

Прозвенел звонок веселый,
Он позвал нас на урок,
Все задания сегодня
Выполнить должны мы в срок.

Прежде чем начать работу, мы должны настроиться. Положите голову на скрещенные на парте руки и закройте глаза. Повторяйте за мной слова:

  • Я в школе на уроке.
  • Сейчас я начну учиться.
  • Я люблю учиться.
  • Внимание моё растёт.
  • Память моя крепка.
  • У меня сегодня всё получится.
  • Я начинаю учиться.

(Учащиеся кладут голову на скрещенные на партах руки и повторяют фразы, которые проговаривает учитель)

    Сообщение темы и целей урока

Ребята, любите ли вы сказки? (Да)

Назовите свои любимые сказки. (Учащиеся называют свои любимые сказки).

А я очень люблю сказку “Три поросёнка”, потому что в ней дружба и взаимопомощь братьев-поросят помогают победе добра над злом. Сегодня на уроке мы тоже будем учиться быть дружными, помогать друг другу, вспоминать изученный материал. А чтобы нам не было скучно три поросёнка пришли к нам в гости и урок пройдет в форме соревнования между тремя командами. За каждое правильно выполненное задание вы получите возможность начать, а затем и продолжить строительство домика для поросенка. Первый ряд помогает строить домик Ниф-нифу второй ряд – Нуф-нуфу, третий ряд – Наф-нафу. Только дружная и трудолюбивая команда быстрее и лучше других справиться с заданиями. Итак, начинаем работу.

    Закрепление изученного материала

    Индивидуальная работа по карточкам (2 человека)

Карточка 1. Образуйте от данных ниже слов новые слова с помощью приставок, оканчивающихся на согласную. Образец: История – предыстория.

    Интересный, играть, искать, идти, известный, исход.

Какие приставки не влияют на написание буквы И в корне, приведите примеры.

Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, объясни выбор буквы и знака препинания.

    Р…списываться в документе нужно четко.

    Р…спись это живопись на стенах и потолках.

    Орфографическая “пятиминутка”

Посмотрите на слова. Какая орфограмма “спряталась” в этих словах? (Корни с чередующимися согласными А-О)

К_САТЕЛЬНАЯ

КЛ_НЯТЬСЯ

ПРИК_СНОВЕНИЕ

Назовите номер столбца, в котором варианты букв для каждого слова указаны верно. (2).
- Докажите правильность своего мнения. (Учащиеся формулируют правила написания гласных в корнях).
- Почему в слове “росток” пишется буква “О”? (Слово-исключение).
- Какую букву следует написать в слове “отрасль”? (А).
- Почему? (Слово-исключение).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы А – О в корнях -КАС- - - КОС-”. (В корнях -кас- - -кос-, если за корнем следует суффикс -А-, то в корне следует писать букву А, если суффикса -А- нет, то в корне пишется О).

Молодцы, ребята, вы начинаете строительство своего домика.

    Игра “Найди лишнее”

Внимательно посмотрите на следующую запись. Необходимо вставить пропущенные буквы и найти лишнее слово.

НИ...ВЕРГАТЬСЯ НИ...КИЙ НИ...ПАДАТЬ

Итак, какие буквы вставим в эти слова? (З, З, С).
- Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Низкий).
- Аргументируйте свой ответ. (В этом слове нет приставки).
- Сформулируйте орфограмму “Буквы З-С в приставках”. (Если корень слова начинается со звонкого согласного, то в приставке пишется буква З, если корень начинается с глухого согласного - С)

Строительство домиков продолжается, на этот раз балл зарабатывает ___ряд.

Итак, сегодня мы особое внимание уделим правописанию приставок. Продолжаем работу.

    Индивидуальная работа по карточке. Осложненное списывание

Задание: Списать текст, раскрывая скобки и расставляя пропущенные знаки препинания.

(По) тонкой нитке ручейка
(С,з)бежал с пр(и,е)горка сне(г,к)
И на пр(и,е)горке вдруг цв(и,е)ток
Ра(с,з)крылся раньше всех.

(Учащийся работает у доски, списывает текст, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания)

    Работа с текстом. Комментированное письмо

Все остальные работают в тетрадях. Записываем текст, комментирует…

Многие вещи наших предков _горели, и_тлели, _гнили, ра_сыпались в пыль. Человек бе_заботно выкидывал ра_битую тарелку, и_точенный нож. Но не все и_чезает бе_следно: ра_копки археологов напоминают об ушедших эпохах.

(Учащиеся записывают текст, комментируют правописание приставок)

Кто такие археологи? Найдем значение этого слова в словаре. (Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Индивидуальная работа с толковым словарем

(Один из учащихся работает с толковым словарем и зачитывает понятие слова “археолог”)

    Проверка индивидуальной работы по карточке

Проверяем работу у доски. Какие орфограммы встретили в данном тексте?

(Ученик объясняет написание той или иной буквы, аргументирует свой выбор, учитель оценивает работу)

    Работа над орфограммой “Буквы З-С в приставках”

Вернемся к тексту об археологах. Послушаем, кто такие археологи. (Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся древним памятникам)

Над какой орфограммой работали? Сформулируйте правило. (Ученики формулируют правила написания букв З-С в приставках)

Однажды археологи нашли древние письмена с такой странной надписью: “ОТКОЛЕ СДЕ ОТРОКА ДВА?”

    Отрок – это мальчик от 7 до 15 лет.

    Отколе – устаревшее наречие “откуда”.

    А что такое “сде”? Что мы знаем о написании этого слова в современном языке? (Это слово “здесь”, в нем пишется буква З)

    Этимологическая страничка

О каком времени года идет речь в стихотворении, записанном на доске? (О весне.)
- А что происходит весной? (Учащиеся называют признаки весны.)
- С началом таяния снега начинается ПАВОДОК. В этом слове очень редкая приставка ПА-, она обозначает “побочность”, “дополнительность”. В русском языке это не единственная необыкновенная приставка. Обратите внимание на стенд “Почемучка” и вы узнаете много интересного.

(На стенде учитель размещает слова с приставками ПА-, рисунки к ним, комментарии, ученики рассматривают стенд самостоятельно на перемене или другое внеурочное время.)

    Лингвистическая физминутка

А сейчас немного отдохнем. Проведем физминутку, но не обычную, а лингвистическую, иначе говоря, языковую. Итак, я произношу слова с орфограммой “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”, если в слове нужно написать Ы, вы делаете прыжок, если И – приседание.

СЫГРАТЬ, РОЗЫГРЫШ, МЕЖИНСТИТУТСКИЙ, ПОДЫГРАТЬ, ПРЕДЫСТОРИЯ, СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ, ПОДЫТОЖИТЬ, РАЗЫСКАТЬ.

(Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условии.)

Прошу занять свои места.Сформулируйте орфограмму “Буквы Ы-И после приставок, оканчивающихся на согласный”. (Ребята формулируют правило.)

11. “ Цветной диктант”

Повторим правописание приставок пре- и при- . Для этого проведем “цветной диктант”. Посмотрите на бланки, где изображен разделенный на пронумерованные секторы прямоугольник и цветные карандаши. Итак, если в приставке пишется И, то закрашивайте сектор красным цветом, если Е - то зеленым.

  • Приземлиться
  • Прекрасный
  • Преградить
  • Приуралье
  • Приостановить
  • Преинтересная
  • Прервать
  • Пристроить.

Проверим нашу работу. Посмотрите на мой рисунок. Если наши рисунки совпадают, вы выполнили задание верно (Учитель демонстрирует готовый рисунок, ребята сравнивают свои изображения с образцом)

    Работа в группах

(Ребята заранее разделены на группы по степени подготовленности: более сильные – 1группа, остальные – 2гпуппа)

1 группа. Творческий диктант

Первая группа работает в тетрадях. Вы получаете карточки с текстом, выполняете работу, соответствующую заданию на карточках.

Задание: Списать текст, вставить приставки при-, пре-.

У нас появился …забавный щенок. Сначала он немного …уныл, но его …веселый характер помог ему …способиться к новой жизни. Скоро щенок …вратился в члена семьи, все к нему очень …вязались.

(Ученики списывают текст в тетради, употребляя подходящие по смыслу приставки ПРЕ-ПРИ.)

2 группа. Перфокарта

Вторая группа выполняет перфокарту. Приготовьте листочки, начинаем работу.

  • Издавать звуки
  • Восстановить текст
  • Ручей иссох
  • Иззябнуть на холоде
  • Беззвучный смех
  • К бескрайнему морю
  • Вскарабкаться на гору
  • Водопад низвергается

(Ребята работают на специальных листочках, учитель заранее готовит и раздает их. Напротив соответствующей правильному ответу буквы и цифры ученики ставят любой знак.)

Листочки сдали, за них вы получите оценки. А сейчас сформулируйте орфограмму “Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-”

(Несколько человек повторяют правило.)

    Проверка работы 1 группы

Проверим работу 1группы. Зачитайте получившиеся предложения, объясните выбор приставки. (Учащиеся читают предложения и объясняют правописание приставок.)

    Итог урока.

Итак, над какими орфограммами работали на уроке? Вспомним их еще раз. (Ребята проговаривают правила написания приставок.)
- Что нового узнали на уроке?
- С какими интересными фактами познакомились?(Ответы учащихся.)

За активную работу на уроке получают оценки следующие ученики…. Также получают оценки ребята, работавшие по индивидуальным карточкам и словарю. Оценки за перфокарты будут выставлены на следующем уроке.

    Домашнее задание.

Индивидуальные карточки на правописание приставок.

Как написать конспект урока русского языка

  • Главный принцип работы над конспектом урока такой: будут кости - мясо нарастёт. Если у вас есть жёсткая структура, которая не позволит ничего упустить, материал к уроку будет подбираться сам собой. В создании наиболее эффективной структуры и заключается мастерство педагога.
  • В первую очередь нужно определить для себя, что вы будете делать в течение учебного года, зачем будете это делать, как, в каком порядке и почему именно в таком порядке. Без стратегического планирования невозможно построить каждое конкретное занятие. Например, вы ведёте восьмые классы и вам нужно начать изучать синтаксис. Вы можете выбрать одну из стратегий: 1) двигаться по учебнику, потому что важнее всего, чтобы дети могли без проблем переходить из школы в школу, 2) изучить программу 8 и 9 классов в восьмом, чтобы в девятом полностью погрузиться в подготовку к ОГЭ, 3) изучить сначала сложное предложение, а потом простое, чтобы постоянно повторять сложное, подробно изучая простое. В любом случае вы определяете логику движения классов в зависимости от своих представлений о том, что вы вообще должны делать на уроках, что важно, что не важно, с чего приходится начинать и т. д.
  • Когда общая логика движения ясна, переходите к формулировке задач, подзадач и выстраиванию цепочки действий. Например, можно планировать так: учимся находить основу, чтобы видеть границы предложений. Для этого рассматриваем подлежащее (хватит одного урока), потом сказуемое (два урока), потом односоставные и неполные + односоставные и неполные в составе сложного (три урока), потом разделяем простые неосложнённые предложения (2 урока), далее можно переходить к СПП. Всё логично, и понятно, почему темы выстроены таким образом. Но вы боитесь, что за эти 8 уроков дети совсем забудут орфографию. Значит, надо выстроить параллельную линию повторения правил и словарных слов. В зависимости от подготовленности класса это может быть ежедневный опрос и короткий словарный диктант или выполнение нескольких упражнений на разные правила. Прикинув, сколько времени у вас займёт повторение орфографии, вы без труда перераспределите часы. Теперь ваш план по знакомству с простым предложением занял не 8, а, скажем, 12 уроков. И ещё вы решили для себя, что каждый седьмой урок будете посвящать развитию письменной речи. Вклиниваем эти занятия, получаем 13 - 14 часов на раздел. И так со всем годовым планом. Сетка готова. Кости есть, начинаем наращивать мясо.
  • Теперь любой урок уже встроен в учебный курс и вам не нужно определять его место в плане на год . Остаётся подробно прописать конспект, подобрать тексты, решить что в каком порядке лучше сделать. Порядок действий не универсален. Он определяется вашими педагогическими принципами и взглядами. Например, вы наметили, что урок № 10 должен быть посвящён односоставным предложениям. Если вы поклонник развивающих методик обучения, то, наверняка сначала предложите детям языковой материал для того, чтобы они сами обнаружили предложения с необычными основами, а ещё лучше - построили классификацию таких предложений, потом можно прочитать лекцию и сравнить общепринятую классификацию с той, которая получилась у групп (разумеется, в этом случае работать дети будут по группам). Если вы за традиционный подход, то поступите наоборот: прочитаете лекцию об односоставных, а потом дадите упражнения на определение видов односоставных и проверите, поняли ли вас дети. В первом случае вы сработаете на развитие мышления, во втором - сразу научите "как правильно и как надо". Как лучше - вопрос спорный. Главное, чтобы вы сами понимали, почему урок построен именно так.
  • Тщательно прописываем конспект урока по плану :
  1. Тема урока.
  2. Место темы в учебном курсе (это у вас уже определено).
  3. Цели и задачи урока (отдельно - для учителя, отдельно - для учеников). Для учителя обычно выделяют обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  4. Ход урока (сценарий):
    1. а) Организационный момент (2 мин.)
      б) Обсуждение домашнего задания (5 мин.)
      в) Повторение орфографии (15 мин.: опрос, диктант из 10 слов, проверка по карточкам).
      г) Повторение пунктуации (5 минут на то, чтобы расставить знаки препинания в выданном тексте).
      д) Введение в тему урока (2 мин.)
      е) Объяснение материала (7 - 10 мин.)
      ж) Задание на тему урока (5 - 7 мин.)
      з) Домашнее задание (заранее написано на доске и в электронном дневнике).
  • Перед вами готовый конспект урока . Но карточки , которые вы планируете выдать для повторения пунктуации, словарный диктант, презентация к лекции - всё это пока существует только в вашем воображении. Придётся потратить время, чтобы найти или создать эти материалы и закончить работу над конспектом. На этом этапе не лишним будет заглянуть в нашу рубрику Раздаточные материалы .
  • И ещё один совет для тех, кто решил поделиться конспектами уроков с другими. Чтобы людям было приятно смотреть на ваш материал, позаботьтесь об оформлении текста. Если вы форматируете текст при помощи пробелов, он некорректно отразиться при копировании на сайт. Нумеруйте абзацы автоматически, а не руками (по той же причине). После того как вы добавили материал, обязательно зайдите в него ещё раз и проверьте, нет ли лишних отступов, разнотипных выделений и т.п. После включения материала администратором редактирование будет невозможно.