Звук и буква л домашнее задание. Занятие по развитию речи на тему "Луша на прогулке. Изучение буквы Л". Игровое упражнение «Составь слово»

Анна Кравченко
Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) «Знакомство с буквой «Л» и звуком [Л]»

Тема : Знакомство с буквой и звуком «Л» .

Цели :

Познакомить детей со звуком «л» , «ль» , буквой «л» , научить характеризовать звук «Л»

Закреплять умение вслушиваться в звучание слова.

Закреплять умение интонационно выделять первый звук в слове .

Закреплять умение делить слова на слоги, используя модель слова.

Формировать грамматический строй речи .

Развивать общую и мелкую моторику.

Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Интеграция образовательных областей :

«Социально – коммуникативное развитие » , «Речевое развитие » ,

«Познавательное развитие » , «Художественно – эстетическое развитие » , «Физическое развитие » .

Материалы и оборудование :

Лента букв , буква Л , фишки синего, зеленого и красного цветов, пластилин.

Ход деятельности:

Воспитатель читает стихотворение :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться : “Доброе утро!”

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро доверчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель (к детям) : Улыбнитесь друг другу, и подарите всем свою улыбку.

Сегодня нам пришло приглашение из города Звукограда , нас приглашают на день рождения. Чтобы попасть на день рождения, нужно выполнить задания.

Первое задание будет таким : Свое имя нужно разделить на слоги. Воспитатель говорит детям : «Теперь вы уже много знаете о звуках . Какие бывают звуки ? Правильно, гласные, твердые согласные и мягкие согласные».

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Как меня зовут?» . Берет три фишки - красную, синюю, зеленую. Затем у детей, испытывающих в процессе обучения значительные трудности, спрашивает, какие звуки обозначаются этими фишками. Ставит одну фишку, например, на подоконник, другую - на доску, третью прикрепляет к дверям. Предлагает детям тихонько произнести свое имя, послушать, какой в нем первый звук - гласный или согласный, а если согласный, то твердый он или мягкий. По сигналу воспитателя все дети должны быстро занять место рядом с той фишкой, которая обозначает первые звуки в их именах . Педагог объясняет это на примере своего имени : произносит его, называет первый звук , определяет его качество и останавливается там, где размещена фишка соответствующего цвета.

Правильность выполнения этого упражнения с помощью воспитателя проверяют сами дети в каждой подгруппе (на подгруппы воспитанники делятся в процессе выполнения задания педагога).

Предлагаю второе задание :

Дидактическая игра “Назови слова, выделив первый звук “л” .

(На столе лежат картинки, на которых изображены слон, лось, ложка, лошадь, лыжи, лужа, лук, лопата, луна, лупа, лампа, лейка, листок, пила, лев). Дети должны выбрать картинки, где в словах первый звук “л” , и определить какой он : твердый или мягкий.

Воспитатель : Вот мы и попали в Звукоград , в этом городе есть улицы, вот улица “Певцов” (к детям) : “Какие звуки здесь живут ?”

Дети отвечают : Здесь живут гласные звуки (а, о, у, э, и, я, е) .

Воспитатель : Вот улица “Громкая” (к детям) : “Какие звуки здесь живут ?”

Дети : Здесь живут твердые согласные (б, в, д, г, ж, т) .

Воспитатель : Вот улица “Тихая” (к детям) : “Какие звуки здесь живут ?”

Дети : Здесь живут мягкие согласные (б", в", д", г", ж", т") .

Воспитатель предлагает упражнение для язычка “Пароход”

Дети должны растянуть губы в улыбке, открыть рот, затем поставить язычок “чашечкой” на верхние зубы, и гудеть : “л-л-л”.

Дети произносят звуки [Л , Ль], проводят подробный акустико-артикуляционный анализ : звук [Л] - согласный (кончик языка соприкасается с нёбом и создает преграду для воздушной струи, бывает твердый и мягкий, звонкий (ушки гудят, обозначаем его фишкой синего или зеленого цвета. Повторение характеристики звука несколькими детьми .

Воспитатель : Ребята! Звук [Л] живет в домике под названием «Буква Л » . (Демонстрация буквы Л .) Рассмотрите букву и напишите ее пальчиком : сначала на столе, а затем в воздухе.

Затем воспитатель читает сказку “Лисенок и лягушонок”, и предлагает запомнить слова со звуком [л , л"].

В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.

Вылезет из лужи, наберет глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепешечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого – льва на лыжах и лошадь в лодке.

Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли) приходил, все ломал, да еще и дразнился :

Зеленее всех зеленок – лупоглазый ля-гу-шо-нок!

И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.

Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал :

Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…

Ничего! – сказал лягушонок. – Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.

Воспитатель предлагает провести физкультминутку :

Буквой “л” расставим ноги ,

Словно в пляске – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.

Влево - вправо, влево - вправо.

Воспитатель предлагает игру “Летает – не летает”:

Воспитатель называет слова и предлагает детям “махать крыльями” в том случае, если называемый им предмет обозначает летающее насекомое или птицу (стрекоза, парта, вертолет, самолет, белка, ласточки, лебеди) .

Воспитатель предлагает сделать звуковой анализ слова “луна” . Один ребенок выполняет у доски, остальные на месте.

Л [л] – твердый согласный (синяя фишка)

У [у] – гласный звук (красная фишка)

Н [н] – твердый согласный (синяя фишка)

А [а] – гласный звук (красная фишка)

Воспитатель предлагает игру “Доскажите словечко”

1. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

2. На скамейке у ворот

Лена слезы горько… (льет)

Пушистый хвост – краса.

Кто же это… (лиса)

3. У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки)

4. Лейся, дождь, веселый,

Мы с тобою дружим!

Хорошо нам бегать

Босиком по… (лужам)

Воспитатель предлагает проговорить чистоговорку :

Ло-ло-ло – на улице тепло

Лу-лу-лу – стол стоит в углу

Ул-ул-ул – у нас сломался стул

Оль-оль-оль – мы купили соль.

Воспитатель предлагает выложить из пластилина букву “Л” . Воспитатель и дети поздравляют звук “Л” с Днем Рождения , и возвращаются домой.

Итог занятия .

С каким звуком познакомились ? Какой это звук ? Почему он согласный?

Публикации по теме:

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1. Вырабатывать навык четкого произношения.

Конспект ООД по обучению грамоте «Знакомство со звуком [Л’]» ООД по программе "Детский сад 2100". Используется пособие Т. Р. Кисловой, Р. Н. Бунеева "По дороге к Азбуке" 4 часть. Тема: Знакомство со.

Конспект открытого занятия «Знакомство со звуком и буквой Р» Цель. Знакомство детей со звуком и буквой Р. Задачи. Коррекционно-образовательные: Совершенствовать навыки звукового анализа путем выделения.

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой К, к» (подготовительная группа) Технологическая карта Образовательная область: Коммуникация. Разделы: Обучение грамоте (подг. гр.) Тема:Буква «К к»,звуки «к к;» Цель:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Знакомство со звуком [Ч]» Цель: Обучение правильному произношению звука Ч детей среднего дошкольного возраста. Задачи: - Познакомить со звуком Ч; - Уточнить произношение.

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство со звуком и буквой Ц» Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [ц]» Ход занятия -Ребята, посмотрите сколько гостей к нам пришло сегодня.

НОД по развитию речи для детей подготовительной группы «Знакомство со звуком и буквой Б» Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие. Программные задачи: - учить выделять звук.

Знакомство детей с буквой и звуком У Цель: познакомить детей с буквой и звуком У, объяснить различие понятий «звук» и «буква» Задачи: Образовательные: Научить ребенка выделять.

Знакомство со звуком и буквой У. Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы Программное содержание: 1. Продолжать учить детей давать характеристику звука. 2. Учить выделять звук в словах. 3. Развивать слуховое внимание.

Библиотека изображений:

Звуки Л, Л " . Буква Л.

Цель: - развитие общих речевых навыков

Формирование экологической культуры человека

Воспитывающие:

Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе.

Воспитывать интерес к занятиям.

Воспитывать культуру поведения на занятиях.

Развивающие:

Развивать зрительное восприятие, фонематический слух, логическое мышление.

Развивать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Развивать мелкую моторику рук.

Обучающие:

Расширить представления детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают), об исчезающих видах.

Обогащать лексический запас за счет новых существительных и прилагательных.

Уточнить фонематическое представление о новом звуке.

Учить давать характеристику звукам (согласный, твёрдый, мягкий, звонкий).

Познакомить с образом печатной и строчной букой т.

Совершенствовать навык звуко-слогового анализа слов.

Формирование УУД:

Регулятивные: учить принимать и сохранять учебную деятельность.

Познавательные: развивать умение находить и представлять информацию.

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать друг друга, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: развивать способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности.

Оборудование: зеркала, ручки, карандаши, наборы фишек синий-зелёный-красный, цветные магниты, изображения цветов(фиалка, колокольчик, лотос, тюльпан), разрезная картинка-цветы на лугу, карточки с наложенными изображениями цветов(фиалка, тюльпан) по числу детей, изображение печатной буквы Л, изображение прописной Л, слоги ЛО ТОС (по числу детей), карточки "Найди букву Л" по числу детей, картинки - девочка, лейка, цветок, луг, человек бежит, мальчик и девочка (для работы над предложением),конвертики с частями цветка-корень, стебель, листья, лепестки, бутон, контуры цветков (по 3 на ученика) для рефлексии.

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

2.Актуализация знаний. Создание учебно-проблемной ситуации.

Ребятам раздаются части картинки (или уже лежат на столах) - необходимо собрать всем вместе картинку. На картинке изображены цветы.

Логопед читает стихотворение:

На лугу , цветов - несчесть!
Васильки, ромашки есть,
Цвета зорьки алой,
В маках покрывало.
Колокольчик голубой,
Всем качает головой,
Милая букашка,
Села на ромашку.
Рады бабочки, шмели,
Что цветочки расцвели!

(Л. Алейникова)

«Цветы»
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок.
Если все: и Я, и ТЫ -
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.

Ребята, кто догадался какая у нас сегодня тема? (Цветы). Поговорим мы о цветах, но не о всех, а только о тех, которых стало очень мало, и они занесены в Красную книгу.

Послушайте внимательно, какой звук можно услышать в каждом названии цветка- лотос, ландыш, фиалка, колокольчик, лилия, лотос? В словах «лотос», «ландыш» он в начале, в слове «фиалка» в середине, в слове «лилия» в начале, в середине, звук мягкий?

3. Открытие нового знания

Ребята, давайте возьмем зеркала и будем произносить звуки Л, ЛЬ, чтобы понять чем они похожи, а в чем разные:

Произнесите первый звук в слове “ландыш”. Что заметили?

Во рту есть преграда для воздуха, значит звук [л] - согласный

Закрыли ушки. Что слышите: больше шума или голоса?

Ещё что можете сказать?

Звук [л] в слове “ландыш” - твёрдый

показ рукой - средняя часть спинки языка опущена. А теперь

произнесите первый звук в словах “лилия”. Что изменилось?

Звук [л,] в слове “лилия” - мягкий. (показ рукой - средняя часть спинки языка приподнята)

Дайте характеристику звуков [л], [л,]

Звук [л] - согласный, звонкий, твёрдый, звук [л,] - согласный, звонкий, мягкий.

В чем же разница при произношении звуков? - Когда мы произносим звук ЛЬ, язычок больше прижимается к бугорочкам.

Чтобы четко и понятно говорить, давайте сделаем зарядку для язычка.

«Заборчик»

Улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы, которые стоят друг на друге, как заборчик. Про себя говорить «И». Удержать под счет от 1 до 10.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

«Блинчик»

Широкий язык лежит неподвижно, не дрожит на нижней губе, касаясь углов рта, верхние зубы видны. Удержать под счет от 1 до 10.

«Иголочка»

Рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд, затем убрать за нижние зубы, рот не закрывать, повторить 5 - 10 раз.

Чередовать «Блинчик - Иголочка»

«Вкусное варенье»

Положить широкий язык на нижнюю губу, а затем облизать сверху вниз верхнюю губу, убрав язык за верхние зубки. Челюсть не двигать.

«Качели»

Кончиком языка упираться поочередно то в верхние, то в нижние зубы. Челюсть не двигать.

«Пароход гудит»

Улыбнуться, прикусить кончик языка и произносить звук «Ы» длительно. При этом слышится твердый звук «Л».

4. Применение нового знания

Ребята, посмотрите, это

КОЛОКОЛЬЧИК ПЕРСИКОЛИСТНЫЙ

Высота 30—110 см. Сокращающийся в численности вид. Занесён в Красную книгу Смоленска. Численность уменьшается из-за массового сбора цветущих растений населением. Колокольчики — одни из самых любимых в народе растений. Это видно хотя бы по ласковым местным названиям: звонцы, звоночки.

Когда созревают красные ягоды земляники, в светлых лесах и на вырубках зацветает настоящий красавец наших лесов — колокольчик персиколистный. Его нежно-голубой, крупный, классической формы цветок словно отлит из звонкого металла. Из всех видов колокольчиков он один из самых крупных. Голубые или сиренево-голубые (редко белые) рассечённые на 5 лопастей венчики с короткими зубцами свисают на ножках с верхушек стройного высокого стебля, привлекая пчёл. На ночь и в дождь колокольчики закрываются. Всё меньше остаётся этих колокольчиков в наших лесах — они страдают из-за своей привлекательности и незащищённости.

Работа на уровне слога

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, какой колокольчик звенит?»

Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький - «ля-ля-ля». Отгадайте какой колокольчик звенит (большой или маленький), когда вы слышите: лу-лу-лу?
Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

Ребята, а в слове колокольчик, есть звуки Л, Л"?

Давайте теперь изобразим нашими пальчиками, колокольчики, которые на ночь и в дождь закрываются, а потом открываются.

«Нежные цветки» (пальчиковая гимнастика)

Наши синие цветки (Ладони соединены в форме тюльпана.)

Распускают лепестки. (Пальцы медленно раскрываются.)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Плавно покачиваются.)

Наши нежные цветки закрывают лепестки. (Медленно закрываются.)

Тихо засыпают, головками качают. (Кисти рук покачиваются.)

Работа на уровне слова

Очень милые цветы- синевато-фиолетовые лепестки!

На лугах они растут и красиво там цветут.
Проявите чуть смекалки, те цветы зовут...

(Ответ: фиалки)

ФИАЛКА — один из нежнейших и прекраснейших цветков. Относящаяся к семейству фиалковых, она предпочитает расти на берегах рек, опушках хвойных лесов, каменистых склонах, лугах. Размножается фиалка надрезанная семенами, которые образуются не каждый год. Поэтому неудивительно, что это нежное растение занесено в Красную книгу. Растет в Иркутской области,Красноярском крае.

Давайте фишками выложим звуковую схему слова

- Следующая загадка

Растение высотой 15-40см. Цветет в мае. Растет в степи, в Крыму. Прекрасный степной красавец. Занесен в Красную книгу. Окраска — от чисто-белой, желтой до красновато-бордовой, сиреневой и почти фиолетовой, с желтым или черным пятном по центру или без него. Родоначальник культурных сортов.

Выложим фишками слово «тюльпан» (Где находится звук Ль? -в середине слова)

Обведите и зарисуйте, заштрихуйте, тот цветок, в названии которого есть мягкий, с которым мы сегодня знакомимся. (тюльпан)

Физминутка (Развитие общей моторики.)

А) - А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть. Повторяйте за мной.

Раз -два-три выросли цветы

К солнцу потянулись высоко:

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебелёчки качал

Влево качнулись- низко прогнулись.

Вправо качнулись - низко пригнулись.

Ветерок убегай! Ты цветочки не сломай!

Пусть они растут, растут, Детям радость принесут!

(Движения- сидели на корточках, встали, тянутся на носочках, смотрят вверх, раскачивают руками влево — вправо, над головой, наклоняются влево, наклоняются вправо, грозят пальчиком, приседают, медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)

Б) Игра в мяч

Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные)

Если цветы растут на лугу, то они какие? (Луговые)

Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые)

Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые)

Если цветы растут в комнате, то они какие? (Комнатные)

Дифференциация л, ль в словах:

А сейчас я буду называть другие растения, которые могут нам встретиться в лесу, а вы с помощью зелёного и синего кружочка будете определять, какой в них звук - мягкий или твёрдый. Будем выкладывать на парте длинный поезд

Слова: лотос, фиалка, лилия, ландыш, липа, василек, тюльпан, ель, елка

Игра «Собери части цветка» На столе у детей лежат конвертики в них части цветка(корень, стебель, листья, лепестки, бутон)

Назовите самую главную часть цветка? (Корень). - Что идет после корня? (Стебель) - У цветка есть?… (Листья.) - Далее после листьев? (Бутон) - А что такое бутон? (Нераскрывшийся цветок) - И остались?… (Лепестки)

Необходимо еще сказать есть ли в слове звуки Л, ЛЬ.

Знакомство с буквой

Молодцы. Ребята, звуки Л и Ль вы хорошо умеете различать. А теперь давайте познакомимся с буквой Л. Буква Л - это домик для звуков Л и Ль

На, что похожа буква Л?

Изобразите букву Л с помощью пальчиков.

Встаньте, изобразите букву Л в паре.

Найди букву Л

Игра «Собери слово»

У каждого ребенка на столе лежат слоги ЛО ТОС, необходимо собрать слово

ЛОТОС орехоносный — многолетнее водное растение. Листья у лотоса плавающие, на длинных шиповатых черенках, имеет форму щита. Цветки меняют окраску от ярко-розовой в начале цветения до почти белой перед опадением лепестков. Плод-коробочка. Семена твёрдые и крупные, размером с лесной орех. Цветки лотоса крупные, 25—30 см и высоко поднимаются над водой на прямой цветоножке. Они обладают слабым, но очень приятным ароматом. Распространен лотос на побережьях Азовского, Каспийских морей, в Азии. Лотос исчезает, так как загрязняются и осушаются водоёмы, вылавливаются со дна корневища в декоративных и пищевых целях. По берегам лотос охотно поедают дикие кабаны и домашний скот.

Запишите получившиеся слово

Работа на уровне предложения

А) Игра «Доскажи словечко» - скажи действие наоборот

Весной цветок расцвел, а осенью - ...

У лотоса большие лепестки, а у фиалки - ...

Есть фиалка - комнатный цветок, а есть- ...

Девочка посадила цветок, а мальчик его - ...

Б) Составьте предложения по картинкам. В каких словах есть звуки Л, ЛЬ?

Картинки: - девочка, лейка, цветок (Катя поливает колокольчик)

Луг, человек бежит, мальчик и девочка (На лугу (на цветочной поляне) бегают (играют) дети)

5. Итог занятия. Рефлексия

С какими звуками мы познакомились на уроке?

Ребята, как вы думаете, сорванный цветок — это хорошо или плохо? (И хорошо, и плохо)

В чем вы видите хорошее? (Украшает дом. Создаёт радость) - В чем — плохое? (Сорванные цветы быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красивой природы вокруг нас.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

(Т. Собакин)

А как вы считаете, какими цветами лучше любоваться? Теми, что растут в живой на лугу,в лесу, на городской клумбе или стоящими в вазе дома?

Рефлексия

У вас на столах цветочки.

Раскрасьте цветок красным-если вы все запомнили на уроке и сможете рассказать другим. Раскрасьте цветок желтым, если вам все было понятно.

Раскрасьте цветок синим, если занятие для вас показалось трудным и вы многое не поняли

В заключение хочется сказать:

Не рвите цветы, не рвите,

Пусть будет нарядней Земля,

А вместо букетов дарите

Васильковые,

Незабудковые

И ромашковые поля! (Ю. Антонов)

Цель занятия: формирование умения чтения слогов и слов с буквой Л.

Задачи:

  • формирование умения слитного осознанного чтения
  • развитие фонематического слуха
  • развитие элементов логического мышления.

Методы : наглядный, словесный, репродуктивный.

Дидактическое обеспечение : иллюстрации по теме занятия, слоговые таблицы, карточки со словами по заданной теме, дидактическая тетрадь, доска, мел.

Ход занятия.

1. Орг. момент (хлопки на внимание).

2. Актуализация опорных знаний.

1. Чтение слоговой таблицы.

СА МА ХА РА ША

СО МО ХО РО ШО

СУ МУ ХУ РУ ШУ

СЫ МЫ ХЫ РЫ ШУ

2. Послушай слова, запиши в кружочках только гласные из этих слов.

(лук, сок, сын, мак)

Алфавит продолжит наш,

Буква Л - лесной шалаш.

Л – гласный или согласный, почему вы решили, что он согласный?

Звонкий или глухой?

3. Найди букву Л, обведи её (дети на своих листочках обводят букву Л)

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А

4. Письмо буквы Л в индивидуальных листочках

5. Прочитай слитно.

ЛА - АЛ ЛУ - УЛ

ЛО - ОЛ ЛЫ - ЛЫ

6. «Путалки»

7. «Спотыкалочки»

С ЛА Х ЛА Ш ЛА

С ЛО Х ЛО Ш ЛО

С ЛУ Х ЛУ Ш ЛУ

С ЛЫ Х ЛЫ Ш ЛЫ

8. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

9. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

10. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

(Дети записывают слово на индивидуальных листочках.)

Если в слове больше одной гласной, то одну из них мы произносим сильнее, выделяем голосом. Такая гласная называется ударной. Ударение ставится сверху, вот так:


Подели на слоги слова из 9 задания, поставь ударение.

11. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

12. Спиши предложение. С какой буквы пишем начало предложения? (с большой)

Что оставляем между словами? (две клетки)

Что ставим в конце предложения? (точку)

У мамы мыло .

(Запись предложения на индивидуальных листочках.)

13. Прочитай предложения, соедини их с картинками:

У Са ши шар.

У Шу ры мы ло.

У со ма у сы. У о сы у сы.

Лист индивидуальной работы ребенка.

2. Найди букву Л, обведи её.

Л А Р Л Д К Л У Л Л П Д М Л А Л

3. Напиши букву Л

4. Прочитай слитно.

ЛА - АЛ ЛУ - УЛ

ЛО - ОЛ ЛЫ - ЛЫ

5. «Путалки»

ЛА – ЛО - ЛУ УЛ – АЛ – ОЛ ЛЫ – ЛА – ЛО

ЛО – ЛА – ЛЫ ЛЫ – ЛА - ЛУ ОЛ – УЛ – АЛ

6. «Спотыкалочки»

С ЛА Х ЛА Ш ЛА

С ЛО Х ЛО Ш ЛО

С ЛУ Х ЛУ Ш ЛУ

С ЛЫ Х ЛЫ Ш ЛЫ

7. Прочитай, лодочки с одинаковыми словами заштрихуй.

8. Слова рассыпались, соедини слоги стрелками так, чтобы получилось слова.

9.. Найди спрятанное слово МЫЛО, подчеркни его.

А С У М Ы Л О Р Ы

Запиши его в клеточках, подчеркни гласные. Раздели слово на слоги.

10. Прочитай предложения. Посчитай, сколько слов в каждом предложении. Ответ запиши в кружочке.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: Звуки [Л], [Л"]. Буква «Л» «Наш гость Лунтик»

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

  1. Познакомить с согласными звуками [Л] , [Л"] .
  2. Закрепить умение давать артикуляционную и акустическую характеристику звука.
  3. Продолжать учить определять позицию звука в словах.
  4. Познакомить с буквой «Л» .

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти;
  2. Развитие общей моторики и тонких дифференцированных движений пальцев рук.
  3. Совершенствование грамматического строя речи;
  4. Закреплять понятие «звук» , «буква» , «гласный, согласный звук» , «мягкий – твердый» .
  5. Воспитание навыков самоконтроля за правильным звукопроизношением в самостоятельной речи.
  6. Продолжать учить составлять предложения с заданным словом.

Воспитательные: воспитание доброжелательности, отзывчивости, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности и инициативности.

Оборудование: Ноутбук, телевизор, слайдовая презентация, схемы для составления предложений, предметные картинки, карточки для звукового анализа слова «ЛУНА» , игра «Чья? Чей?»

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. А кто мы узнаем, если отгадаем загадку.

Я родился на Луне,
Оказался на Земле,
Много здесь завёл друзей,
Чтоб жилось мне веселей.

Про меня есть мультик,
А зовусь я…
- ЛУНТИК!

Вы все знаете историю о Лунтик. Лунтик упал на землю, и на земле у него появилось много друзей. Все друзья Лунтика ходят в лесной садик, где узнают много нового и интересного.

Лунтик тоже хочет многому научиться, поэтому он пришел к нам.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

Ребята, скажите, какой первый звук в слове «Лунтик» ? (Звук [Л] )

При произнесении звука [Л] - губки в улыбке; зубки сближены; кончик языка поднят за верхние зубки; воздушная струя встречает преграду.

[Л] ?

2. Характеристика звука: звук [Л] согласный (язычок создает преграду воздуху) , твердый, звонкий, обозначакм фишкой синего цвета.

Звук [Л] имеет младшего братца звук [Л"] .

Что мы можем сказать о звуке [Л"] ?

Звук [Л"] согласный, мягкий, звонкий – обозначаем фишкой зеленого цвета.

4. Закрепление звуков в изолированном виде.

Большой самолет летит и гудит: [лллллл: ] (Дети произносят звук [л] громко) .

Маленький самолет летит и гудит: [льльльльльль: ] (Дети произносят звук [л"] тихо.)

5. Игра: «Светофор»

Я буду произносить слова, а вы когда услышите слово со звуком [Л] , поднимите синий сигнал светофора, а если услышите звук [Л"] , поднимите зеленый сигнал светофора.

Ласка, ложка, пила, лев, дом, кошка, стол, башня, полка, лес, окно, Лиза...

6. Игра: «Доскажи словечко»

звуком [Л] : сто..., сту..., осё…, дяте…, уко...,
слогом ЛА: пол…; иг…; кук…; ю…; пи..., ска..., ма...;
слогом ЛЫ: сто..., дят…; ска..., пи..., шко..., шпа...
7. Игра «Составь слово»

Ребята, я вам буду бросать звуки, а вы должны составить из них слово и вернуть мне:

Л У К (ЛУК) , С Т У Л (СТУЛ) , Ю Л А (ЮЛА) , Л" Е В (ЛЕВ) , С Т О Л (СТОЛ) , В О Л К (ВОЛК) ,

8. Определение позиции звука в слове:

Ребята, на столах у вас картинки, вы должны определить место звуков [Л] - [Л"] , в словах (начале, середине или в конце слова) .

Если в вашем слове звук [Л] , фишку, какого цвета возьмете?

А если звук [Л"] ?

Предметные картинки: будильник, волк, лиса, лось, олень, телевизор, малина, слон, дятел.

9. Игра «Один – два - пять» (С мячом)

Ребята, назовите диких животных, в названии которых есть звуки [Л] - [Л"] . (Лиса, волк, белка, слон, лев, олень, лось и т.д.) .

Одна лиса – две лисы – пять лис;

Волк, белка, слон, лев, олень, лось.

10. Физкультминутка «По дорожке»

По дорожке шли, шли
Много камешков нашли
Пришли, собрали
И дальше пошли

(Дети выполняют движения со словами)

11. Игра «Чья морда? Чей хвост?»

Логопед показывает детям картинку с изображением хвоста или морды и просит назвать: «Чья морда? Чей хвост?»

Лиса – лисий хвост – лисья морда;

Волк, олень, белка.

12. Игра «Зашифрованное слово»

Ребята, чтобы угадать, какое слово «зашифрованно» необходимо соединить первые звуки названий предметов, которые изображенны на слайде.

Ласточка, улитка, ножницы, аквариум. ЛУНА

13. Звуковой анализ слова ЛУНА

Скажите слово ЛУНА так, чтобы услышали первый звук, назовите его.

Какой второй звук в слове ЛУНА?

Что вы можете сказать об этом звуке?

Почему он гласный?

Какой третий звук в слове ЛУНА?

Что вы можете сказать об этом звуке?

Какой последний звук в слове ЛУНА?

Сколько звуков в слове ЛУНА?

Сколько слогов в слове ЛУНА?

Почему? (ответы детей)

А мы знаем, сколько гласных звуков столько и слогов в слове.

Назовите первый слог? Второй?

Сколько звуков в первом слоге? Во втором?

14. Составление предложений со словом ЛУНА.

Придумайте предложение со словом ЛУНТИК или ЛУНА.

Из чего состоит предложение? (Из слов) .

Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы) .

Что ставится в конце предложения? (Точка)

Составление детьми предложений.

Дети выбирают понравившееся предложение и составляют схему предложений.

15. Знакомство с буквой «Л» .
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш
В. Степанов

16. Построй по стихотворению.

Ладони вверх направим,

Под углом соединим.

Это построенье

В букву превратим.

17. На что похожа буква «Л» ?

18. Чтение слогов и слов.

19. На сюжетной картинке найдите слова со звуком [Л] , [Л"] .

III. Итог:

Молодцы! Лунтик многому научился у вас, вы стали ему друзьями, но ему пора возвращаться домой. С какими звуками познакомились? Что вы можете сказать об этих звуках? Ребята, если на занятии вам было все понятно и интересно, покажите зеленый смалик, если что – то не поняли и было скучно, то покажи желтый смалик.

Список используемой литературы:

  1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР, Москва 1998.
  2. Пожиленко Е.А, Волшебный мир звуков и слов. М., Владос, 1999г.
  3. Смирнова Л.Н., «Логопедия» (играем со звуками) , Москва, 2006.
  4. Ткаченко Т., Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. С.-П., Детство-Пресс, 1998г.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Познакомить детей с согласным звуком [л] и буквой Л, продолжать учить детей определять на слух место звуков [л] в трех позициях в словах: лампа, лодка, молоток, стол, стул и т.д., продолжать учить детей составлению слов из букв и слогов.
  • Учить детей анализировать простейшие схемы (фигурки человечков в разных позах).
  • Продолжать учить детей помогать тем, кто попал в беду.

Развивающая среда: разрезная азбука, слоговая таблица, буквы большого формата; комплект карточек со схематическими изображениями человека в разных позах.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко (слайд 3), которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми. Ребята посмотрите, а солнышко принесло нам в подарок – букву Л. (На воздушном шарике написана буква Л).

Воспитатель: Как вы думаете с какой буквой мы сегодня будем знакомиться?

Дети: С буквой Л.

Воспитатель: Молодцы, правильно, сегодня мы с вами познакомимся с буквой Л. (воспитатель показывает букву на экране – слайд 4).

Ребята, букву Л можно сложить из счетных палочек (у каждого на столе лежат счетные палочки). Давайте попробуем сложить из них букву Л. (дети складывают букву из счетных палочек).

Еще эту букву можно изобразить, разъединив средний и указательный пальцы руки (дети показывают букву Л на пальцах, в этот момент стучатся в дверь).

Воспитатель: Ребята, посмотрите: кто-то стучится в дверь.

(в группу входит кукла Луша – слайд 5)

Луша: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Луша.

Дети: Здравствуйте.

Луша: Я гуляла на улице и случайно забрела к вам в гости.

Воспитатель: А почему ты такая грустная?

Луша: Сегодня мама научила меня составлять из разрезной азбуки мое имя, но вот беда: пока я гуляла, потеряла первую букву моего имени. (показывает разрезную азбуку «…УША» – слайд 6).

Воспитатель: Ребята, поможем кукле?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, давайте покажем нашу разрезную азбуку кукле Луше. (показывают разрезную азбуку).

Луша смотрит и плачет

Воспитатель: Луша, а почему ты плачешь?

Луша всхлипывая : я забыла, какая буква должна быть в начале моего имени.

Воспитатель: Ребята, поможем Луше?

Дети: Да.

Воспитатель: Кто помнит, как зовут куклу?

1 ребенок: Луша.

Воспитатель: Молодец, правильно. Давайте еще раз послушаем, как зовут куклу: «Луша». (воспитатель произносит имя Луша). Какой звук вы слышите в начале ее имени?

Дети: звук[л].

Воспитатель: Тогда какую же букву потеряла Луша?

Дети: букву Л.

Воспитатель обращается к ребенку: найди, пожалуйста, букву Л на ковролине, и мы ее отдадим кукле Луше.

(Ребенок находит букву Л и отдает ее кукле – слайд 7)

Луша: Спасибо. Я, вспомнила, какую букву я потеряла, это буква Л.

Ой, кажется, меня мама зовет, мне пора уже идти домой обедать. До свидания, ребята (кукла Луша уходит).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как звали нашу девочку?

Дети : Луша.

Воспитатель: Какой первый звук в слове «Луша»?

Дети: Это звук [л].

Воспитатель: Что нам помогает его произносить?

Дети: язычок

Воспитатель: Значит, какой это звук?

Дети: Это согласный звук.

Воспитатель: Его нельзя крикнуть, произнести громко.

Какой второй звук в слове «Луша»?

Дети: Это звук [у].

Воспитатель: Звук [у]гласный или согласный?

Дети: Это гласный звук.

Воспитатель: Какой третий звук в слове «Луша»? Гласный или согласный?

Дети: Это звук [ш ], он согласный.

Воспитатель: Какой четвертый звук в слове «Луша»? Гласный или согласный?

Дети: Это звук [а], он гласный.

Воспитатель: Хлопками покажем количество слогов в слове «Луша».

(дети прохлопывают в ладоши два раза)

Воспитатель: Назовите первый слог в имени Луша?

Дети: «Лу» (Слайд 8).

Воспитатель: Назовите второй слог?

Дети: «ша».

Воспитатель: Составьте с этим именем предложение.

Дети: «Луша пошла гулять. Луша проснулась и пошла умываться.»

Игровое упражнение «Определить место звука в слове»

Воспитатель: Определить на слух места звуков [л] и [л"] в трех позициях:

  • В начале слова: ЛАМПА, ЛОДКА, ЛУК, ЛИСА, ЛУНА, ЛОПАТА.
  • В середине слова: МОЛОТОК, БЕЛКА, ПАВЛИН, АПЕЛЬСИН, МОЛНИЯ, ПАЛЬТО.
  • В конце слова: СТОЛ, СТУЛ, ПОЛ, ПЕНАЛ, ДЯТЕЛ, ФУТБОЛ, САМОСВАЛ, БИНОКЛЬ. (слайд 9, 10, 11)

(дети произносят, что изображено на экране вместе с воспитателем и определяют какой звуки в этом слове [л] или [л"], где он находиться в начале, в середине или в конце слов)

Проговаривание скороговорки

Воспитатель: Ребята давайте вместе произнесем скороговорку выразительно и четко:

Пошел Игнат
Лопаты покупать.
Купил Игнат
Пяток Лопат (слайд 12)

Воспитатель: Посмотрите, какие предметы к нам прилетели.

Дети: Самолеты (слайд 13)

Физкультминутка

Самолеты загудели, (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолеты полетели, (Руки в стороны, поочередно наклоны в стороны)
На поляну тихо сели, (Руки к коленям)
Да и снова полетели. (Руки в стороны, наклоны в сторону)
Ла-ла-ла, (3 хлопка)
Мила в лодочке плыла. (Наклон вперед, махи руками в стороны)
Лу-лу-лу (3 хлопка)
Слава взял пилу. (Движение как при пилке дров)
Ул-ул-ул (3 хлопка)
Михаил уснул. (Присесть, руки под щеку)

Игровое упражнение «Составь слово»

Воспитатель: Молодцы, ребята, как вы хорошо играли. Посмотрите, что изображено на экране? (воспитатель показывает на экран – слайд 14).

Дети: Буквы, слоги.

Воспитатель: Давайте попробуем прочитать, что здесь написано. (дети читают слоги)

Дети: МА, УШ, ЛУ, ША, ШУ, ЛА.

Воспитатель: Теперь попробуем составить из слогов слова.

Дети: МАША, ЛУША, УШЛА, МАШУ.

Воспитатель: Какие хорошие слова вы составили. А теперь попробуйте составить простые предложения с этими словами.

Дети: Маша пошла в детский сад. Луша пьет чай. Мама ушла на работу. Папа любит Машу.

Воспитатель: Как хорошо вы умеете составлять предложения.

(Проводится индивидуальная работа с разрезными азбуками малого формата.)

Воспитатель: Из букв составить слово «мама», из слогов составить слова «Луша», «Маша», «Сама». (Дети составляют слова)

Воспитатель: Послушайте загадку – (из букв дети составляют отгадку на загадку)

Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (слайд 15)

Дети: Сом.

Воспитатель: Молодцы. Что вы знаете о соме?

Дети: Это рыба, она обитает в реке.

Воспитатель: (раздает карточки) Вы должны повторить движение или принять такую же позу, как человек, изображённый на карточке.

(Дети выполняют упражнение, а затем несколько раз обмениваются карточками. Таким образом, каждый ребенок повторяет 3–5 различных поз. В ходе игры воспитатель обращает внимание детей на положение рук и ног человечков, просит описать позу словами, чтобы уточнить наблюдения и направить внимание на самое существенное).

Воспитатель: Ребята, как вы, хорошо справились с заданием. Посмотрите, а наше солнышко просится на улицу. Только перед тем как выпустить солнышко на улицу давайте поделимся, о том, что мы узнали о его букве Л. Ребята Буква Л – гласная или согласная буква?

Дети: Согласная буква.

Воспитатель: Из сколько палочек мы может составить букву Л.

Дети: Из двух.

Воспитатель: А еще как можно показать букву Л.

Дети: Средним и указательным пальцем руки. Научились составлять слова с буквой Л.

Воспитатель: А еще мы помогли кукле Луше, которая попала в беду.

Дети: Мы помогли найти ей ее букву Л.

Воспитатель: А теперь ребята пойдем на улицу и отпустим солнышко гулять.