Учебно вспомогательная площадь в школе. Величина и форма классных помещений

Утверждаю

Заместитель

Главного государственного

санитарного инспектора СССР

К.СМИРНОВ

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА

И УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

Правильное санитарное содержание школ обеспечивает оптимальные условия обучения и воспитания, благоприятствующие нормальному развитию детей и подростков, укреплению их здоровья и сохранению работоспособности в процессе учебных занятий, трудовой и творческой деятельности.

Величина и форма классных помещений

В целом, студенты в кондиционированных зданиях выполняли меньше, чем их коллеги, обучающиеся в кондиционированных помещениях в зоне комфорта человека. Все большее число исследований в Европе и США усиливают идею о том, что плохие условия вентиляции влияют на производительность учащихся и учителей, поскольку плохое качество воздуха в классе делает их больными, поэтому они не могут выполнять как здоровых людей. Адекватная вентиляция - это система, которая вытесняет или фильтрует летучие загрязняющие вещества, производимые внутри класса и прихода извне.

Настоящие Правила распространяются на все общеобразовательные школы - начальные, восьмилетние, одиннадцатилетние, трехлетние в составе IX - XI классов, вечерние (сменные), а также на учебные корпуса школ-интернатов.

I. Естественное и искусственное освещение

Все учебные помещения должны иметь хорошее естественное освещение, для чего необходимо:

Таким образом, такие загрязнители могут исходить от дыхания человека, кожи, одежды, духов, шампуня и дезодоранта; строительные материалы, покрытия и чистка мебели, полов и стен; или волос домашних животных и домашних животных, в дополнение к периферийному загрязнению окружающей среды.

Способность четко слушать в классе фундаментальна, чтобы учащиеся могли узнать, что учитель хочет передать. Ежедневный опыт показывает, что чрезмерный шум и реверберация мешают звукам речи, поэтому они могут создавать акустические барьеры для обучения, а также оказывать вредное воздействие на здоровье, усиливая стресс и повышая кровяное давление. Большинство исследований, которые исследуют взаимосвязь между акустическими условиями и обучением, заключают, что учащиеся не учатся, когда они не могут хорошо слышать.

а) протирать ежедневно влажным способом стекла окон с внутренней стороны и тщательно мыть их снаружи не менее 3 раз в год и изнутри не менее одного раза в месяц.

Примечание. К мытью окон, безотносительно этажности здания, воспрещается привлекать учащихся даже старших классов;

б) окрашивать переплеты и проемы белой матовой стойкой краской не реже одного раза в год;

По этой причине самые высокие показатели связаны со школами, расположенными в самых спокойных условиях. Способ освещения интерьера классных комнат, наиболее благоприятных для ученических достижений и который, кроме того, является самым экономичным и здоровым, заключается в том, чтобы использовать естественный свет с помощью системы освещения, чтобы: освещение было сбалансированным, рассеянным и без сияния в двух или более направлениях; уровни люминесценции адекватны образовательным задачам; вход света может контролироваться шторами и жалюзи; есть мнения, которые предлагают расслабление и общение с внешним миром; и внешние ресурсы, доступные для снижения избыточного тепла, вызванного солнечной радиацией.

в) не закрашивать нижние секции окон белой краской, не вешать занавески и шторы, не расставлять на подоконниках комнатные цветы; цветы следует помещать в переносных цветочницах (высотой 65 - 70 см от пола); конструкции шторных устройств для затемнения специальных учебных помещений (кабинет физики, химии, кинокласс и др.) должна быть такой, чтобы в нерабочем положении шторы не препятствовали прониканию дневного света и не снижали освещенности;

Если стулья и столы в классных комнатах не имеют размеров, подходящих для студентов, у них будут серьезные трудности для выполнения школьной работы. Фишер упоминает, что исследования в научных лабораториях показывают, что успеваемость учащихся может быть значительно лучше, около семи процентов, среди учащихся в школах с лучшими и худшими показателями качества мебели.

Учебное пространство: широта, универсальность и эстетический облик. Это измерение включает в себя три аспекта: широту школьных помещений, их универсальность и эстетический облик. Важный объем исследований показывает, что размеры учебного пространства имеют сильную корреляцию с успеваемостью учащихся и что сокращение школьных групп улучшает обучение, особенно в начальном образовании. Тем не менее, трудно определить, что идеальная группа и размеры школ для лучших урожаев. Даже когда принцип принят, что школа и небольшой класс лучше, реализация программ подразумевает необходимость предвидеть аспекты, выходящие за рамки числа студентов.

г) сажать деревья от здания на расстоянии тройной высоты их во взрослом состоянии, но не более 10 м, с тем, чтобы кроны разросшихся деревьев не заслоняли окон; ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну.

2. Стены, потолок, полы, оборудование должны иметь матовую поверхность во избежание образования бликов; коэффициент отражения ограждающих поверхностей и поверхностей оборудования в учебных помещениях должен отвечать таблице 1.

Форма образовательного пространства также важна, учитывая растущую потребность в гибких учебных пространствах для применения педагогических стратегий, программ и технологий. Процесс экономической глобализации требует функциональных условий обучения для создания разнообразных методов обучения, которые способствуют любопытству студентов, автономному обучению и социальным навыкам. Растущий консенсус в отношении необходимости таких пространств не вызвал достаточного изучения того, как дизайн и использование гибких классных комнат могут укрепить образовательные результаты, но есть значительный объем литературы о значимости дизайна в переосмыслении класса традиционный класс.

Таблица 1

┌───┬─────────────┬─────────┬────────────────────────────────────┐

│ N │ Ограждающие │Требуемый│Требуемый коэффициент отражения│

│п /п│ поверхности │ коэффиц .│обеспечивается│

││и поверхности│отражения ││

││оборудования │││

│ 1 │2│3│4│

Недостаточно доказательств взаимосвязи между эстетическими аспектами школьных зданий и обучением студентов; однако некоторые исследователи предполагают, что косметические факторы оказывают влияние на достижение структурного характера. Эстетические эффекты можно анализировать с двух точек зрения: с самого начала наблюдая их прямые последствия, чтобы ученики добились лучших результатов, учитывая эксперименты с порядком, найденным в улучшенной эстетической среде, или фокусируя его косвенные эффекты, если это фактор, который вызывает чувства и отношения, способствующие лучшему обучению.

├───┼─────────────┼─────────┼────────────────────────────────────┤

│1. │Потолки│ 70 - 85 │Побелкой мелом│

│2. │Двери и двер -│ 70 - 85 │Покраской стойкой белой краской│

││ные проемы,│││

││оконные про- │││

││емы и пере -│││

││плеты рам│││

│3. │Стены (верх) │ 60 - 80 │Покраской мелом, клеевыми красками: │

В этом втором подходе больше исследований было сделано. Учитывая растущий консенсус в отношении чрезвычайной ситуации в области окружающей среды, крайне важно перейти к культурной трансформации с экологической рациональностью, и школы играют важную роль в качестве основных катализаторов таких изменений. Крайне важно, чтобы они учили принципам устойчивости для учащихся и общин посредством педагогики, которые генерируют осмысленный опыт. Это такие принципы, как планирование и принятие решений с экологической ответственностью; эффективное и эффективное использование воды, энергии и природных ресурсов в целом; рециркуляция, обращение с отходами и использование естественного света; и использование устойчивых методов и материалов в зданиях и мебели.

││││бледно-желтой, светло-бирюзовой,│

││││светло-зеленой, палевой│

│4. │Стены панели,│ 50 - 60 │Окраской поливинилацетатными и сили -│

││высотой 1,50 ││катными красками светлых тонов, ука -│

││- 1,75 м││занных в пункте 3, допускающих еже- │

││││недельное мытье стен мылом и теплой │

││││водой│

Если школы успешно решили эту потребность в обогащении учебной программы, они будут платить за социальную значимость образования. Однако это не просто учебный план. Простое осуществление ночного наблюдения показывает, что в нашей стране есть еще школы, в школах которых часто есть ночные огни. Несомненно, это показатель неустойчивого управления школами, который, например, способствует отходам, независимо от учебного плана, рекламируемого в классе. Проповедь на примере - это все же хороший способ продвинуть у студентов интернализацию ментальных схем с экологической рациональностью.

│5. │Парты, столы │ 35 - 50 │Окраской крышек парт и столов в зе - │

││и стулья││леный , светло-зеленый, светло-серый │

││││цвет или отделкой с сохранением тек-│

││││стуры ; откидная часть стола с двух│

││││сторон окрашивается в те же цвета,│

││││что и поверхность стола; остальные│

││││части парты, основание стола и стул │

Такие действия, как выключение света, когда вам не нужно отделять мусор, а не избавляться от него, бросая его в близлежащий овраг, - это практика экологического обучения. Наши школы несут ответственность за необходимые культурные изменения в пользу рационального использования ресурсов.

Существует мало исследований по внедрению и эффективности образовательных моделей, ориентированных на практику устойчивости, но несколько качественных исследований подчеркивают благоприятные эффекты, которые эти модели имели среди учащихся, преподавателей и директоров. Например, Либерман и Худи сообщают о преимуществах достижения, дисциплины и мотивации учащихся после применения педагогической модели «Окружающая среда как интеграционный контекст для обучения в сорока избранных школах в Соединенных Штатах».

││││окрашивают в светлые цветовые тона│

││││(светло-желтый цвет, цвет слоновой│

││││кости) или сохраняют натуральный │

││││цвет древесины. Используемые краски,│

││││эмульсии и эмали должны позволять│

││││ежедневную влажную уборку мебели│

│6. │Полы│ 25 - 30 │Использование насколько возможно│

В отличие от Соединенных Штатов, в Великобритании и Австралии интерес устойчивых школ не обнаруживается в повышении эффективности за счет применения инновационных методов обучения; это лишь часть более широкой национальной цели, которая рассматривает школы как важнейшие средства для содействия решению экологической проблемы и обеспечения экологической осведомленности учащихся и общин.

Здравый смысл диктует, что ученики должны посещать школы со здоровой и безопасной средой. Физическое обучение не должно нарушаться вашего здоровья и физической неприкосновенности. Хорошие гигиенические привычки в школах имеют основополагающее значение для предотвращения вспышек заболеваний, которые могут увеличить посещаемость учащихся и учителей, и тем самым ограничить шансы на улучшение академических успехов. Эта задача профилактики - это проблема, которая требует действий всех школьников. Хотя работа по уборке, в общем, возложена на персонал интендантов, важно распространять среди пользователей культуру, связанную с тем, чтобы уборка школьных помещений и личной гигиены была чистой до и после использования туалета и перед употреблением еда.

││││светлых материалов для покрытия по - │

││││лов│

│7. │Классные │ 10 - 15 │Использованием линолеума, релина ,│

││доски││пластмасс или других материалов,│

││││обеспечивающих слегка упругую, ров- │

││││ную , без изъянов и трещин, гладкую │

││││матовую поверхность коричневого или │

││││темно-зеленого цветов; покрытие│

Кроме того, дизайн школьных помещений должен обеспечивать физическую неприкосновенность их пользователей. В выпуклой литературе по предупреждению преступности посредством экологического проектирования описывается, как проект здания может минимизировать риск и повысить уровень безопасности с областями контролируемого доступа, коллективного наблюдения и территориального делимитации.

Понятие доступности относится к физическим объектам и архитектурным устройствам, позволяющим естественным образом охватить, ввести, распространить и оставить школы. Есть три темы, связанные с этим измерением: доступность для студентов с разными способностями; доступность для учащихся в целом; и доступность сообщества, в котором находится школа.

││││должно допускать ежедневное мытье.│

││││Примечание: Для кабинетов черчения│

││││доски черного цвета│

└───┴─────────────┴─────────┴────────────────────────────────────┘

3. Во избежание уменьшения светоотражения ограждающих поверхностей: витрины, плакаты, таблицы, стенгазеты - следует развешать в классе на стене, противоположной классной доске, так, чтобы верхний край развешиваемых предметов не располагался выше 1,75 м от пола.

В Мексике нормативно необходимо развивать продвижение образовательных возможностей и содействовать интеграции, включению и участию людей с особыми потребностями в обычной школьной жизни. Проектирование, ремоделирование и адаптация школьных помещений играют центральную роль в достижении этих целей; примером является строительство пандусов и санитарных специальностей для доступа в инвалидных колясках.

Доступ к студентам в целом также является актуальной проблемой, особенно в странах с экономическими недостатками, такими как наши. С одной стороны, это связано с необходимостью разумных расстояний от школы до школы и маршрутов доступа, достаточных для облегчения прибытия студентов. С другой стороны, с возможностью того, что оборудование школы может использоваться всеми учащимися, которые населяют его, независимо от того, к какой из них они относятся.

4. В учебных помещениях мебель должна размещаться: парты и столы в классах, учебных кабинетах и лабораториях так, чтобы свет падал с левой стороны от учащихся; верстаки в столярной мастерской - перпендикулярно или под углом 30 - 45° к окнам при расстоянии между верстаками в 80 см; верстаки в слесарной мастерской - вдоль окон в один ряд или в два ряда с расстоянием между рядами в 1,2 м; возможно размещение двухместных слесарных верстаков сдвоенными перпендикулярно к окнам; ножные машины в швейной мастерской - перпендикулярно окнам в один - два ряда так, чтобы свет на лапку машины падал слева.

Время поездки и характеристики маршрутов доступа могут влиять на посещаемость студентов и время, необходимое для обучения. Что касается темы интегрированной в сообщество школы, она становится все более и более мощной благодаря консенсусу в отношении того, что школы направлены на более широкое сообщество, с деятельностью в школе и за ее пределами выходные и праздничные дни улучшили школьные достижения молодежи, эстетические условия школы и безопасность и социальную сплоченность в этом районе.

Школы не поселяются изолированно, а скорее встраиваются в контексты сообщества, которые в большей или меньшей степени облегчают или ограничивают развитие образовательных процессов внутри них. Несмотря на эти знания, влияние соседства на результаты в школе не привлекало исследователей в области образования как в Латинской Америке, так и в более развитых странах.

Примечание. Падение света из окон спереди от учащихся не допускается. Поэтому окна в стене, на которой расположена классная доска, должны быть наглухо заделаны.

5. Окна учебных помещений, ориентированные на юг, юго-запад и запад, должны иметь солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки и пр.), исключающие возможное перегревание классных комнат.

6. В средней полосе СССР с октября по март месяц на первых двух уроках первой смены необходимо повышать уровень освещенности учебных помещений включением искусственного освещения. В дневные и вечерние часы искусственное освещение следует включать в соответствии с осветительным календарем (таблица 2). Электропроводка в классах должна позволять раздельное включение ламп, для освещения 3-го ряда (наиболее отдаленного от окон). Желательно использование фотоэлектрического реле, включающего автоматически искусственное освещение при снижении уровня освещенности учебных помещений естественным светом.

Таблица 2

ОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ СССР

┌────────┬───────┬───────────────┬───────┬───────┬───────────────┐

│ Месяц│ Число │Время включения│ Месяц │ Число │Время включения│

││месяца │искусственного ││месяца │искусственного │

│││освещения│││освещения │

├────────┼───────┼───────────────┼───────┼───────┼───────────────┤

││11 - 20│16,30││11 - 20│15,15│

││21 - 31│16,00││21 - 29│15,30│

│││││││

││11 - 20│15,00││11 - 20│16,00│

││21 - 31│14,30││21 - 31│16,30│

│││││││

││11 - 20│14,00││11 - 20│17,15│

││21 - 30│13,45││21 - 30│17,30│

│││││││

││11 - 20│13,45││11 - 20│18,30│

││21 - 31│13,30││21 - 31│19,00│

│││││││

││11 - 20│14,15││11 - 20│19,45│

││21 - 31│14,30││21 - 30│19,45 │

└────────┴───────┴───────────────┴───────┴───────┴───────────────┘

7. Минимальная освещенность от общего освещения в помещениях школы обеспечивается использованием люминесцентных ламп или ламп накаливания по действующим нормам (см. таблицу 4).

а) При освещении люминесцентными лампами в классе площадью 50 кв. м должно быть: либо 12 действующих светильников типа ШОД-2-40 или ШЛД-2-40 (две линии по 6 светильников в каждой), либо 8 светильников ШОД-2-80 и ШЛД-2-80 (по 4 светильника в ряду - для общего освещения; классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ШМЗ или ШКД; в каждом светильнике ШОД или ШЛД помещаются лампы белого света (типа БС), расстояние одного ряда светильника от наружной стены - 1,2 м, второго ряда от внутренней стены - 1,5 м.

Примечание. Все светильники люминесцентного освещения: ШОД-2-40 (школьный общего освещения диффузный), ШЛД-2-40 (школьный люминесцентный диффузный), ШЛП (школьный люминесцентный потолочный), ШМЗ (школьный местного освещения зеркальный), ШКД (школьный, классная доска) должны быть укомплектованы бесшумными пускорегулирующими аппаратами (ПРА).

б) При освещении лампами накаливания в учебном помещении площадью 50 кв. м должно быть 7 или 8 действующих световых точек (7 - если напряжение в сети равно 127 вольтам, 8 - если напряжение в сети ровно 220 вольтам) общей мощностью 2100 - 2400 Вт; используются подвесные на штанге (высота подвеса над рабочей поверхностью - 1,9 м), светильники рассеянного света, преимущественно отраженного светораспределения , светильник кольцевой - СК-300: кольцевой металлической - КМО-300, с лампами накаливания мощностью 300 Вт; полиэтиленовый кольцевой рассеянного света - ПРК; светильники располагаются в два ряда при расстоянии от внутренней стены - 1,5 м и наружной - 1,3 м. Расстояние между светильниками в рядах должно быть 2,65 м, расстояние светильников от классной доски - 1,2 м, расстояние светильников от стены, противоположной классной доске - 1,6 м.

Допускается временное, по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями, использование в учебных помещениях светильников типа закрытая люцетта , шар молочного стекла;

в) Для помещений временного пребывания учащихся могут использоваться светильники, указанные в табл. 3.

Таблица 3

ПРЕБЫВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

┌───────────────────┬────────────────────────────────────────────┐

│Наименование│Освещение лампами│

│помещений├───────────────────┬────────────────────────┤

││люминесцентными │накаливания│

├───────────────────┼───────────────────┼────────────────────────┤

│Рекреации и│ШОД-2-40│СК-300│

│вестибюли│ШЛП-2-40│КМО-300│

││СШ-2-40│ПКР-300│

│Гимнастические залы│Плафоны , защищенные│Карнизное освещение│

││от механических │зеркальными лампами;│

││повреждений│плафон, защищенный от │

│││механических повреждений│

│Актовые залы│ПЛ-6-40│СК-300│

││ПЛ-10-40│люстры│

│Кабинеты врачей│плафон│шар молочного стекла МШ │

│Административные│ШОД-2-40│СК-300│

│помещения│ШЛП-2-40│ЛЦ (люцетта )│

││СШ-2-40││

│Лестничные клетки│плафон│плафон │

│Санузлы││ПВН-60│

└───────────────────┴───────────────────┴────────────────────────┘

г) При расчете примерной общей мощности световых точек, обеспечивающих требуемый по нормам уровень искусственной освещенности лампами накаливания, допустимо руководствоваться произведением удельной мощности (количество ватт на 1 кв. м пола помещения) на общую площадь помещения (см. табл. 4).

Таблица 4

НАИМЕНЬШАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ ОТ ОБЩЕГО ОСВЕЩЕНИЯ

В ПОМЕЩЕНИЯХ ШКОЛЫ И НА УЧАСТКЕ

┌───┬─────────────────┬─────────────┬──────────────────┬─────────┐

│ N │Наименование│Наименьш .│Поверхности, к│Удельная │

│п /п│помещения│освещенн .│которым относятся │мощность │

││или рабочей│в лк │нормы освещенности│(ватт на │

││поверхности├──────┬──────┤│ 1 кв. м │

│││при│при ││пола) при│

│││люми - │лампах││ лампах │

│││нес- │нака - ││накалив. │

│││центн .│ливан .│││

├───┼─────────────────┼──────┴──────┼──────────────────┼─────────┤

│ 1 │2│3│4│5│

├───┼─────────────────┼──────┬──────┼──────────────────┼─────────┤

│1 │Классные комнаты,│││││

││учебные кабинеты,│││││

││лаборатории,│││││

││аудитории:│││││

││а) столы и парты │ 300│ 150│Горизонтальная по-│48│

│││││верхность на уров -││

│││││не 0,8 м от пола││

│││││││

││б) классные доски│ 300│ 150│Вертикальная по-│-│

│││││верхность ││

│││││││

│2│Кабины черчения│ 400│ 200│Горизонтальная по-│64│

││(на столах)│││верхность на уров -││

│││││не 0,8 м от пола││

│││││││

│3│Живые уголки│ 300│ 150│Т о же│48│

│││││││

│4│Мастерские по об-│ 300│ 150│-"-│48│

││работке металла и│││││

││дерева│││││

│││││││

│5│Швейные мастер-│ 400│ 200│-"-│64│

││ские │││││

│││││││

│6│Кабинеты домовод-│ 300│ 150│-"-│48│

││ства │││││

│││││││

│7│Пионерские комна -│ 300│ 150│-"-│48│

││ты│││││

│││││││

│8│Библиотеки│ 300│ 150│-"- │48│

│││││││

│9│Кабинеты врачей│ 200│ 100│-"-│32│

│││││││

│10 │Учительские│ 200│ 100│-"-│32│

│││││││

│11 │Кабинеты директо -│ 200│ 100│-"-│32│

││ров│││││

│││││││

│12 │Спальные комнаты │75│30│-"-│9,6│

││в интернатах│││││

│││││││

│13 │Буфеты│ 200│ 100│-"-│32│

│││││││

│14 │Актовые залы│ 200│ 100│Н а полу│32│

│││││││

│15 │Спортивные залы│ 200│ 100│Т о же│32│

│││││││

│16 │Рекреация и кори-│ 150│75│-"-│24│

││доры рекреации│││││

│││││││

│17 │Вестибюли│ 100│50│-"-│16│

│││││││

│18 │Гардеробы│ 100│50│-"-│16│

│││││││

│19 │Коридоры (тран -│ 100│50│-"-│16│

││зитн .)│││││

│││ ││││

│20 │Санузлы│75│30│-"-│9,6│

│││││││

│21 │Лестницы│ 100│50│Н а площадках и│16│

│││││ступенях лестницы ││

│││││││

│22 │Участок│40│20│Н а земле│-│

└───┴─────────────────┴──────┴──────┴──────────────────┴─────────┘

Примечание. 1. В учебных и производственных мастерских, кроме общего освещения, должно быть оборудовано местное освещение у верстаков, станков, машин с использованием светильников "Альфа" на гибком кронштейне.

2. При наличии в школе других мастерских по отдельным специальностям величина освещенности на рабочих поверхностях должна быть обеспечена в соответствии с характером и точностью (разрядом) производимых работ по нормам освещения промышленных предприятий, но не ниже освещенности, нормируемой для учебных помещений.

3. В кабинете врача, учительской и кабинете директора также необходимо предусмотреть дополнительное местное освещение.

д) По истечении гарантированного срока службы (для ламп накаливания 1000, а для люминесцентных - 2500 - 3000 часов горения) лампы необходимо заменять, не дожидаясь полного выхода их из строя.

е) При отсутствии централизованного снабжения населенных пунктов электроэнергией, школы должны устанавливать местные источники электроэнергии (движки, ветровые двигатели и т.д.) и лишь в крайних случаях использовать для освещения учебных помещений керосино -калильные или линейные лампы типа "Молния".

В помещении площадью 50 кв. м должно быть не менее 7 керосиновых ламп по 30 линий или 8 ламп по 20 линий; керосино -калильные и керосиновые лампы необходимо снабжать абажурами или колпаками, заслоняющими пламя лампы от глаз.

ж) Светильники должны очищаться не реже 1 раза в 2 месяца, а стекла керосиновых ламп протираться ежедневно; фитили также должны ежедневно очищаться и подрезаться.

Примечание. Запрещается привлекать учащихся, даже старших классов, к очищению осветительной арматуры.

II. Воздушно-тепловой режим

8. Независимо от наружной температуры в осенне-весеннее и зимнее время относительная влажность воздуха должна быть 40 - 60% и при этом температура в классах, кабинетах и лабораториях не ниже +16 и не выше +17 °C; в столярных мастерских, в гимнастическом зале и рекреациях не ниже +14 и не выше +16 °C, в душевых не ниже +25 °C.

9. В каждом помещении открывающаяся площадь фрамуг или форточек должна быть 1-пятидесятая.

10. Все фрамужные приборы должны содержаться в исправном состоянии и позволять свободно открывать фрамуги либо специальным рычажным затвором, либо натяжением шнура или при помощи палки с крючком. Фрамуги и форточки в учебных и рекреационных помещениях запрещается забивать и заклеивать.

11. Все учебные помещения путем открывания фрамуг или форточек должны тщательно проветриваться в перемены, а рекреационные - во время уроков. По окончании занятий вечером и утром перед началом занятий до прихода учащихся, а также в перерыве между первой и второй сменами, между занятиями одиннадцатилетней и вечерней школ, обеспечивается и проводится сквозное проветривание помещений (одновременно открываются фрамуги (окна) в классах и коридорах, при этом двери учебных помещений остаются открытыми).

Таблица 5

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СКВОЗНОГО ПРОВЕТРИВАНИЯ

┌────────────────────────┬───────────────────────────────────────┐

│Наружная температура│Длительность проветривания│

││помещений (в мин.)│

│├──────────────────┬────────────────────┤

││ в малые перемены │в большие перемены и│

││ │между сменами│

├────────────────────────┼──────────────────┼────────────────────┤

│от +10 до +6 °C│4 - 10│25 - 35│

│от +5 до 0°│3 - 7│20 - 30│

│от 0 до -5°│2 - 5│15 - 25│

│от -5 до -10°│1 - 3│10 - 15│

│ниже 10°│1 - 1,5│5 - 10│

└────────────────────────┴──────────────────┴────────────────────┘

12. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках. В сухую погоду в любое время года учащимся должна быть обеспечена возможность проводить перемены на воздухе.

13. Уроки физической культуры рекомендуется проводить в хорошо аэрируемых гимнастических залах, для чего: при температуре наружного воздуха выше +5 °C и скорости движения воздуха не более 2 м в сек. открывать в зале с подветренной стороны одно - два окна; при более низкой температуре наружного воздуха и большей скорости движения воздуха открывать одну - три фрамуги; если температура воздуха в помещении оказывается ниже 15 - 16° на уроках гимнастики или 13 - 14° на уроках с подвижными играми учащихся, проветривание зала следует прекращать. При температуре наружного воздуха ниже -10 °C и скор. д вижения воздуха более 7 м/сек. сквозное проветривание зала производится в отсутствие учащихся в перемены и в перерывы между занятиями, по указанной в пункте 11 схеме проветривания.

14. Помещения (неотапливаемые веранды, актовый зал, приспособленные классные комнаты, рекреации зального типа), отведенные в школах продленного дня для дневного сна учащихся, должны хорошо проветриваться. Фрамуги и форточки в этих помещениях во время сна детей оставляются открытыми.

15. В уборных и кухне, во избежание затекания воздуха из них в рекреации и учебные помещения, должны быть хорошо действующие вытяжные каналы. Фрамуги и форточки в уборных заклеиваются; при наличии люфт-клозетов необходимо строго следить за правильной их эксплуатацией: должны быть обеспечены регулярная топка печи, хорошая тяга через выгреб (пламя, поднесенное к очку, энергично затягивается в выгреб), исправное состояние люка выгребной ямы; люк выгреба и двери люфт-клозета должны плотно закрываться; устройство вытяжной вентиляции в люфт-клозете помимо основной тяги через выгреб запрещается; запрещается также сливать в выгреб помои из-под умывальников, а также воду после мытья полов, окон, стен и т.д.

16. Должна быть обеспечена хорошая работа вытяжных устройств в учебных и учебно-производственных мастерских у станков и механизмов, работа на которых связана с выделением большого количества тепла или пыли (муфельная печь, точильные и шлифовальные круги, клееварка и др.).

17. Количество удаляемого вентиляцией воздуха должно регулироваться задвижками или жалюзями в вентиляционных отверстиях. Решетки вентиляционных отверстий ежемесячно очищаются от пыли.

18. В случаях отсутствия центрального отопления обогрев учебных помещений может производиться печами большой теплоемкости (железные печи устанавливать запрещается); топка печей производится из коридоров; при использовании дров печи топятся поздно вечером или рано утром, печные трубы, во избежание загрязнения воздуха помещений окисью углерода, должны быть закрыты не ранее полного сгорания топлива и не позже чем за два часа до прихода учащихся.

III. Школьная мебель и рассаживание учащихся

19. Основным типом мебели для учащихся I - IV классов остается двухместная парта, в которой стол и сиденье связаны между собой.

Допускается оборудовать учебные помещения I - IV классов школ-интернатов и школ с продленным днем одноместными столами и стульями при наличии у них устройства, фиксирующего на время уроков письма, чтения, рисования, арифметики положение стула по отношению к столу в отрицательной дистанции (край сидения стула заходит за край стола) равной 40 мм, а крышку стола в наклонном положении под углом 12 - 15°.

20. Классные комнаты для учащихся V - VIII классов могут быть оборудованы партами или столами и стульями соответствующих размеров (номеров), классные комнаты для учащихся IX - XI классов могут оборудоваться двухместными столами.

Примечание. Запрещается заменять стулья табуретками или скамейками.

21. Рассаживание учащихся в классах по партам, а также за столами и стульями должно производиться в соответствии с их ростом (в обуви) (см. табл. 6).

Таблица 6

ОСНОВНЫЕ РАЗМЕРЫ МЕБЕЛИ

┌──────────────┬─────────────┬───────────────────────────────────┐

│Для детей│ Номер парты,│Высота в (см )│

│ ростом (в см )│стола и стула├────────────────────┬──────────────┤

│││края парты,│сидения скамьи│

│││(стола), обращенного│(стула)│

│││ к учащемуся (в см ) ││

├──────────────┼─────────────┼────────────────────┼──────────────┤

│110 - 119│6│52│31,5│

│120 - 129│8│56│34│

│130 - 139│8│62│38 │

│140 - 149│9│68│41│

│150 - 159│10│73│44│

│160 - 169│11│77│47│

│170 - 179│12│80│48│

└──────────────┴─────────────┴────────────────────┴──────────────┘

22. Ориентировочно для оборудования однокомплектных школ в средней полосе РСФСР из общего количества мебели, руководствуясь данными 1958 - 1961 гг. по измерению роста учащихся (в обуви), требуется: восьмилетней школе - N 6 - 3%, N 7 - 21%, N 8 - 23%, N 9 - 23%, N 10 - 21%, N 11 - 8%, N 12 - 1%, одиннадцатилетней школе - N 6 - 2%, N 7 - 19%, N 8 - 20%, N 9 - 20%, N 10 - 22%, N 11 - 11%, N 12 - 6%, трехлетней школе в составе IX - XI классов и вечерней (сменной) школе - N 10 - 21%, N 11 - 44%, N 12 - 35%.

Лаборатории биологии, физики, химии оборудуются специальными не более чем двухместными столами; кабинеты черчения оборудуются специальными одноместными чертежными столами.

23. Процентное распределение общего количества требуемых парт, столов и стульев может использоваться местными отделами народного образования при заказах школьного оборудования мебельным производством. Коррективы в данные, приведенные в пункте 22, могут вноситься санитарно-эпидемиологическими станциями на основании специальных измерений роста учащихся (в обуви) в городских и сельских школах той или иной местности, которые должны проводиться каждые 5 - 10 лет.

24. В каждом классе (учебном кабинете) вновь оборудуемых школ следует расставлять двухместные парты, столы и стулья нескольких номеров, ориентируясь на распределение мебели, представленное в таблице 7.

Таблица 7

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДВУХМЕСТНЫХ ПАРТ, СТОЛОВ И СТУЛЬЕВ ПО КЛАССАМ

В ОДИННАДЦАТИЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ (В ШТУКАХ)

┌─────────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬────┬─────────────────────────────┐

│\N ме -│ 6│ 7│ 8│ 9│ 10 │ 11 │ 12 │Примечание│

│\бели│││││││││

│Класс\│││││││││

├─────────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼────┼─────────────────────────────┤

│1│ 3│ 14 │3 │- │- │- │ -│1. В случаях оборудования│

│2│ 1│ 10 │8 │1 │- │- │ -│классов двухместными столами │

│3│ -│4 │ 12 │4 │- │- │ -│количество соответственных

│4│ -│1 │8 │8 │3 │- │ -│номеров стульев удваивается. │

│5│ -│- │4 │ 10 │5 │ 1 │ -│2. В случаях оборудования│

│6│ -│- │1 │7 │ 10 │2 │ -│помещений одноместной мебелью│

│7│ -│- │- │2 │ 11 │6 │ 1│удваивается кол-во│

│8│ -│- │- │- │ 10 │8 │ 2│соответственных номеров│

│9│ -│- │- │- │5 │ 10 │ 5│столов и стульев│

│10 и 11│ -│- │- │- │4 │8 │ 8││

└─────────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴────┴─────────────────────────────┘

25. В городах и больших населенных пунктах необходимо периодически по потребности производить между школами обмен номерами мебели, имеющимися в избытке.

26. Парты, столы и стулья должны расставляться в классе по номерам: меньшие номера - ближе к классной доске, большие номера - дальше; для детей с пониженной остротой зрения и слуха парты, независимо от их номера, ставятся первыми в первом ряду или в третьем ряду.

27. Парты и столы должны быть установлены вдоль класса в три ряда. Расстояние между наружной стеной класса и 1 рядом парт 0,6 - 0,7 м, ширина проходов между рядами парт - 0,7 - 0,75 м, расстояние между внутренней стеной класса и партами - 0,5 - 0,6 м.

Расстояние от доски до первых парт должно быть 2 - 2,75 м и не более 8 метров до последней парты; самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее шести метров.

28. Маркировка парт, столов и стульев после ремонта, измерение роста учащихся и их рассаживание должны производиться учителями и классными руководителями под руководством врачей и медицинских сестер в начале каждого учебного года. К каждой парте (столу на наружной стороне боковой стойки прикрепляется металлическая пластинка с цифрой, соответствующей номеру парты (стола)).

Измерение роста учащихся (в обуви) может производиться обычной сантиметровой лентой, станковым ростомером или специально изготовленной линейкой А.Ф. Никитина - О.В. Флерова.

Примечание. Прибор представляет собой прямую двухметровую рейку или складную линейку. На линейке с обеих сторон в определенной системе наносятся соответствующие обозначения для указанных измерений. На стороне, предназначенной для определения номеров парт, отмечены жирной чертой фактические высоты уровня заднего края крышки и сидения парты для каждого из номеров - с 6 по 12. Против каждой черты проставлен римской цифрой соответствующий номер парт и рост учащихся, для которых она подходит. Поставив прибор на пол у края крышки парты, сразу определяют, каков номер данной парты, т.е. для каких учащихся она подходит. Номер парты и рост учащихся записываются на внешней стороне боковой стойки парты (вверху) и заносится в опись парт по номерам. Другая сторона линейки служит для определения роста учащихся и номера парты, которая для них подходит. На этой стороне линейки, кроме обычных делений на сантиметры, нанесены полосы в 10 см шириной; на каждой полосе проставлен римской цифрой номер парты, подходящей для учащихся данного роста.

29. Номера парт с обозначением даты измерения роста каждого учащегося, состояния его зрения и слуха должны заноситься в классный журнал.

30. Не менее чем дважды за учебный год, в целях профилактики нарушений осанки и развития косоглазия, учащихся, сидящих в первом и третьем ряду, следует менять местами, не нарушая соответствия номера парт их росту.

31. При ремонте мебели, осуществляемой школой, должны строго соблюдаться основные размеры каждого номера парты; целесообразно, при возможности, заменять обычные петли, которыми крепится откидная часть крышки стола парты специальными торцовыми петлями, повышающими во много раз прочность крепления; запрещается: уменьшать ширину откидных частей стола парты, заменять их целыми досками и закреплять их неподвижно, уменьшать ширину сидения скамьи.

32. Окраска мебели или отделка ее должны производиться в соответствии с указаниями пункта 5 (табл. 1) настоящей Инструкции, окраска целиком всей парты или только скамьи и основания стола в белый цвет исключается.

IV. Содержание и уборка участка и помещений школы

33. Школьный участок должен широко использоваться для пребывания учащихся на воздухе во время перемен, проведения занятий по физической культуре, уроков биологии на опытном огороде или в саду и организации внешкольного досуга учащихся.

34. Участок ограждается от улицы, озеленяется, разбивается на зоны в зависимости от его общей площади.

Таблица 8

┌────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐

│Наименование зон│Площадь (в га ) участка│

│├───────┬───────┬───────┬───────┤

││1,0│1,5│2,0│3,0│

│├───────┴───────┴───────┴───────┤

││Площадь зоны в кв. м│

├────────────────────────────────┼───────┬───────┬───────┬───────┤

│Учебно-опытная│ 2200│ 3200│4200 │4900 │

│Спортивная│ 3400│ 4800│ 11600 │ 12800 │

│Отдыха│от 1500 до 2500│││

│Зеленых насаждений│от 1000 до 2000│││

│Хозяйственного двора и проездов │от 800 до 1000 │││

└────────────────────────────────┴───────────────┴───────┴───────┘

Учебно-опытная зона участка может располагаться с любой стороны здания школы на расстоянии не менее высоты здания. Спортивную зону не следует располагать перед окнами учебных помещений; целесообразно размещать ее в глубине участка. Планировка и оборудование спортивной зоны должны обеспечить условия для игры в футбол, лапту, ручной мяч, занятий по легкой атлетике. Вблизи хозяйственных помещений должен отводиться участок под хозяйственный двор. Последний должен быть изолирован от спортивной и учебно-опытной зоны, озеленен и иметь отдельный въезд с улицы. В случаях отсутствия в населенном пункте канализации и водопровода водоснабжение и способы удаления нечистот и отбросов в каждом конкретном случае решаются по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями.

В вечернее время должно быть обеспечено освещение территории участка, исходя из нормы освещенности в 40 - 20 люксов на земле.

35. Физкультурные площадки следует отгораживать одну от другой живой изгородью. Игровые площадки, располагающиеся у здания школы, должны засеиваться невысокой, трудно вытаптывающейся травой (смесь клевера, тимофеевки, райграса и лугового мятлика).

36. Весь участок должен ежедневно убираться: трава, цветы, кустарники, игровые площадки, дорожки весной и летом должны поливаться водой, в зимнее время общая игровая площадка и дорожки - расчищаться от снега, в физкультурной зоне - устраиваться горки для катания на санках и заливаться площадка под каток; ранней весной и поздней осенью должны производить очистку территории.

37. Дорожка к дворовой уборной должна иметь твердое покрытие (асфальт, щебень, бетон и др.). Кабина дворовой уборной периодически дезинфицируется 10% раствором хлорной извести. Стульчаки промываются 1 - 2 раза в день горячей водой со щелоком.

38. Подходы к зданию школы не менее чем за 100 м должны иметь твердое покрытие (бетонированное, асфальтовое, утрамбованный гравий). У входа в школу должны быть поставлены скребки и решетки для очистки ног. При входе в помещение школы (в тамбуре) должны находиться коврики для вытирания ног и веник для обметания ног от снега, в раздевальной - галошница . Все эти приспособления перед каждой сменой учащихся должны очищаться от грязи, пыли, снега и, по мере загрязнения, промываться и просушиваться.

39. Ежедневно после окончания занятий каждой смены должна быть проведена влажная уборка всего помещения школы (классы, коридоры, учительские и др.) при открытых окнах и фрамугах. Одновременно с влажным подметанием полов должны протираться слегка влажной тряпкой столы, подоконники, приборы отопления. Желательно использование пылесосов.

40. Классная доска должна ежедневно тщательно мыться, а тряпки, предназначенные для стирания мела с доски, после уроков - выполаскиваться; каждая классная доска должна быть снабжена лотками для задержания меловой пыли, ванночками или ящиками для хранения мела и тряпки, держателями для указки и чертежных принадлежностей (угольника, циркуля, линейки и др.).

41. После каждой перемены должна быть проведена влажная уборка коридора и рекреационного зала.

42. Паркетные полы в классах и коридорах должны один раз в месяц натираться воском или мастикой; досчатые некрашенные полы обрабатываются пылесвязывающими веществами один раз в 2 месяца; пылесвязывающая смесь наносится на пол умеренно из расчета 1 кг на 15 кв. м. Пылесвязывающая смесь готовится в пропорции: 20 кг масла (солярового, веретенного или машинного), 2 кг скипидара, 0,2 кг сиккатива.

Примечание. Во избежание запыленности воздуха частицами краски запрещается производить покрытие паркетных или досчатых некрашеных полов красками, разведенными только в воде или мастиками, составленными вопреки рекомендуемым рецептам.

43. Особое внимание должно быть обращено на уборку гимнастического зала. Это помещение должно тщательно проветриваться между занятиями групп и при уборке. Влажная уборка гимнастического зала с обтиранием спортивного оборудования должна производиться не менее двух раз в день. Маты следует выколачивать на открытом воздухе не реже одного раза в неделю.

Генеральная уборка гимнастического зала и подсобных помещений при нем должна производиться не реже одного раза в неделю.

Учащиеся допускаются в гимнастический зал только в спортивных костюмах и обуви (трусы, майка, тапочки).

44. Умывальные и уборные после каждой перемены должны тщательно очищаться и приводиться в порядок, полы протираться, унитазы смываться и очищаться, сиденья и держки протираться тряпкой, смоченной в дезинфицирующем растворе (2% раствор хлорамина или 2% осветленный раствор хлорной извести), для чего должен быть выделен специальный уборочный инвентарь.

При отсутствии в школе водопровода в умывальных должны быть оборудованы наливные умывальники.

45. Еженедельно должна проводиться тщательная уборка школьных помещений: протирание стен влажной тряпкой на всем протяжении панелей, удаление паутины и раз в месяц генеральная уборка с мытьем панелей, полов, радиаторов, подоконников и т.д.

46. Уборочный инвентарь (пылесосы, полотеры, ведра, щетки, тряпки и пр.) должен храниться в специальном помещении в закрытых, хорошо проветриваемых, шкафах.

Инвентарь, используемый для уборки туалетов, должен храниться раздельно с прочим уборочным инвентарем школы.

V. Школьные буфеты и столовые

47. Школьные столовые, а при отсутствии таковых буфеты, должны устраиваться в соответствии с санитарными требованиями; в столовых и буфетах должны обеспечиваться необходимые гигиенические условия для приготовления, хранения и приема пищи.

48. Обеденные залы следует оборудовать столами на 4 - 6 - 10 мест и стульями, табуретками или скамейками. Столы должны иметь гигиеническое покрытие: легко моющееся, устойчивое против высокой температуры и дезинфицирующих средств (мрамор, пластик и др. или клеенку). Столы ежедневно моются горячей водой с содой и мылом, а после каждой посадки протираются влажным способом.

49. Время пользования буфетом (столовой) для каждого класса должно устанавливаться особым расписанием.

Учащиеся начальных классов должны пользоваться буфетом (столовой) под наблюдением учителя, дежурных родителей, учащихся старших классов. Перед приемом пищи учащиеся должны вымыть руки с мылом и вытереть индивидуальным полотенцем.

50. Все работники школьных буфетов (столовых) должны проходить обязательные профилактические медицинские обследования, согласно действующей инструкции Министерства здравоохранения СССР.

51. Персонал буфетов должен обеспечиваться специальной одеждой (халатами, колпаками, косынками), полотенцами и мылом для мытья рук.

52. Питьевые фонтанчики должны содержаться в исправном состоянии и регулярно очищаться.

53. В школах, где отсутствуют питьевые фонтанчики, учащиеся должны обеспечиваться остуженной кипяченой водой, содержащейся в эмалированных бачках. Крышки бачков должны закрываться и запираться на замок и сверху покрываться чехлом из белой материи. Около бачков должны быть чистые стаканы или эмалированные кружки. Вода в бачках должна меняться ежедневно, а стаканы - мыться горячей водой.

54. Директор школы и медицинский персонал, обслуживающий школу, должны проявлять постоянную заботу о школьном питании и осуществлять повседневный контроль за работой школьного буфета (столовой).

VI. Привитие учащимся санитарно-гигиенических навыков

55. Помимо гигиенических знаний, которые учащиеся получают в школе и на уроках "здоровья", а затем последовательно при прохождении ботаники, зоологии и физиологии, физики и химии, учителя и педагоги должны систематически прививать учащимся санитарно-гигиенические навыки и навыки культурного поведения:

а) учителя должны проводить с учащимися санитарно-просветительную работу, медицинские работники, обслуживающие учреждение, должны консультировать учителей по вопросам гигиенического воспитания, состояния здоровья учащихся и индивидуального режима для отдельных школьников;

б) педагогический персонал обязан требовать от учащихся выполнения установленного санитарно-гигиенического режима, соблюдения чистоты помещений и участка, тщательного проветривания классов, безукоризненной опрятности костюма (белый воротничок или подворотничок, тщательно отглаженный костюм, чистый носовой платок, вычищенные ботинки и т.д.), чистых рук, а также правильной посадки за партами;

в) учителя в начальных классах и санитарный актив учащихся под наблюдением классного руководителя в 5 - 7 классах должны систематически проверять чистоту рук и одежды школьников, наличие носовых платков.

56. Директор школы и заведующий учебной частью обязаны улучшить качество гигиенического образования учащихся и усилить контроль за прохождением уроков "здоровья" в начальных классах, а в средних и старших классах при изучении соответствующих разделов в курсах ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, физики и химии.

VII. Ответственность за выполнение санитарно-гигиенического

режима в школе и контроль за его проведением

57. Ответственность за выполнение настоящих Санитарных правил возлагается на директора школы.

58. Медицинский персонал, обслуживающий школу, осуществляет повседневный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий в процессе учебных занятий, трудовой и творческой деятельности учащихся.

59. Систематический контроль за соблюдением школами настоящих Санитарных правил возлагается на санитарно-эпидемиологические станции.

Настоящие Санитарные правила разработаны Научно-исследовательским институтом физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР.

С изданием настоящих Санитарных правил утрачивают силу:

а) "Инструкция о соблюдении санитарно-гигиенического режима в школах городов и рабочих поселков", утвержденная Государственной санитарной инспекцией СССР и Министерством просвещения РСФСР 12 мая 1952 г.;

б) "Инструкция по применению люминесцентных источников света в осветительных установках школьных зданий", утвержденная Государственной санитарной инспекцией СССР 26 сентября 1952 г. N 108.

Здания школы размещаются на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов на расстояние 100-700 м. Школы не размещаются на межквартальных проездах с регулярным движением транспорта. Для общеобразовательных учреждений предусматривается самостоятельный участок с расстоянием от здания не менее 25 м. Территория ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями. На земельном участке выделяются зоны : учебно-опытная (участки овощных и полевых культур, плодовый сад, ягодник, участки цветочно-декоративных растений, географические и метеорологические площадки), физкультурно-спортивная (гимнастическая, легкоатлетическая; они располагаются в глубине участка, вдали от окон, отделяется защитной полосой зеленых насаждений), отдыха, хозяйственная. Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений. Зона отдыха включает отдельные площадки для подвижных игр 1-2х, 3-4х, 5-9х и 10-11х классов, а также площадки для тихого отдыха. Зеленые насаждения располагаются по периметру участка, ширина 1,5 м. Площадь озеленения участка составляет 40-50%. Спортивная зона занимает 35-40% площади земельного участка. Хозяйственная зона располагается со стороны входа в производственные помещения столовой на расстоянии от здания 35 м. Количество детей в школе не должно превышать ее вместимость. Наполняемость каждого класса - 25 чел. В сельской школе при малой наполняемости классов допускается использование кабинетов по двум дисциплинам. Наиболее удачное сочетание: химия-биология, математика-черчение, черчение-рисование, история-география, литература-иностранный язык.

Требования к составу и размерам помещений школы

Здания школ должны иметь следующие группы помещений: учебные секции для первой ступени (1-4 классы), для второй и третьей (4-11 классы), для трудового обучения, секции учебно-спортивного и культурно-массового назначения, помещения общешкольного назначения (столовая, библиотека, медкабинеты).

Общеобразовательные помещения должны оборудоваться системами хозяйственно-питьевого, противопожарного водоснабжения, канализацией и водостоками в соответствии с гигиеническими требованиями к планировке. Горячим водоснабжением обеспечиваются производственные помещения, пищеблок, душевые, умывальные, кабинеты гигиены, помещение медицинского кабинета. В школе должны быть административно-хозяйственные помещения и санузлы.

Основные помещения школы: 1 . классные комнаты. Классная комната должна иметь площадь 50 см 2 , при глубине 6-6,3 м, длине 8-8,4 м, высоте - 3 м. Площадь, занимаемая каждым учеником в классе - 2,5 м 2 . Температура воздуха в классных помещениях - 18-20 0 . Учебные помещения должны иметь естественное освещение, которое следует проектировать с левой стороны (без естественного освещения могут быть уборные, душевые, кладовые и складские помещения). Каждый учащийся обеспечивается партой в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Между рядами расстояние - 60 см. Между рядами столов и продольной стеной или шкафами - 50-70 см. От демонстрационного стола до доски - 100 см. От первой парты до учебной доски - 240-270 см. Наибольшая удаленность последнего места от доски - 860 см. Высота нижнего края доски над полом - 80-90 см. На рабочих столах уровень освещенности - 300 лк, на классной доске - 500 лк, в кабинетах рисования - 500 лк. В одном помещении не используют одновременно люминесцентные лампы и лампы накаливания. В период эндемического благополучия проводят влажную уборку классных помещений ежедневно с использованием соды, мыла и синтетических моющих средств. Один раз в месяц проводят генеральную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств. 2 . лаборатории и кабинеты. При каждом кабинете организуется лаборантская (особенно при лабораториях физики, химии, биологии). Площадь лаборантских 15-24 м 2 . 3 . гимнастический зал должен иметь отдельный выход на участок, естественное освещение, возможность сквозного проветривания, подсобные помещения (гардеробы, душевые, уборные, снарядные, комната для преподавателя). Спортивный зал размещают на 1 этаже в пристройке. Площадь: 9х18 м, 12х24 м, 18х30 м. Высота не менее 6 м. 4 . помещение для политехнического обучения (столярная и слесарная мастерские, кабинеты машиноведения и электротехники, комнаты ручного труда, кабинеты домоводства) требуют наличия естественного освещения. Мастерские по обработке дерева и металла - 66 м 2 . При мастерской рекомендуется инструментальная 16 м 2 . 5 . помещение для организации продленного дня. В школах на 8-12 классов предусматривается одна комната площадью 60 м 2 и инвентарная 5 м 2 . В школах на 16-20 классов проектируются две комнаты по 52 м 2 или 60 и 30 м 2 с инвентарными. На каждые 10 классов добавляется по одному помещению площадью 50 м 2 .

Вспомогательные помещения : рекреации, вестибюль с гардеробом, столовая-буфет, актовый зал, библиотека, туалет. Гардероб проектируется вблизи входов и лестниц. Площадь гардероба на одного учащегося не менее 0,25 - 0,35 м 2 . Рекреационные помещения проектируют или в виде односторонне застроенных коридоров шириной не менее 2,8 м, или в виде залов, куда выходят 3-6 комнат. В учебных мастерских, спортзале, рекреациях температура - 15-17 0 , в актовом зале - 18-20 0 , в библиотеке - 17-21 0 . Столовая должна иметь обеденный зал, столы (от 0,65 до 1 м 2 на одно посадочное место), кухню с подсобными помещениями (доготовочная, моечная, кладовая для сухих продуктов, охлаждаемая камера). Перед входом в столовую или в обеденном зале должны быть установлены умывальники из расчета один кран на 20 посадочных мест. Уборку столовой проводят после каждого посещения ее детьми. Посуду моют механическим способом при 50 0 , после добавляют 0,2% раствор хлорамина, ополаскивают горячей водой 65 0 и просушивают в специальных шкафах или на решетках. В питании общеобразовательных учреждений не используются: непастеризованное молоко, творог, сметана в натуральном виде без тепловой обработки, зеленый горошек без термической обработки, грибы, макароны с рубленым яйцом, пирожные и торты кремовые. Сотрудники пищеблока - здоровые лица, прошедшие медосмотр. Персонал должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви, оставлять верхнюю одежду и головной убор, коротко стричь ногти и перед работой тщательно мыть руки с мылом. На рабочем месте не разрешается курить, принимать пищу, при изготовлении блюд, кулинарных изделий носить ювелирные изделия, покрывать ногти лаком. В организации питания детей имеет значение соблюдение режима питания. Время приема пищи должно быть постоянным и соответствовать физиологическим особенностям детей разных возрастных групп. При беспорядочном кормлении пищевой рефлекс у детей угасает, аппетит снижается и нарушается нормальное функционирование органов пищеварения. У детей раннего и дошкольного возраста процесс желудочного пищеварения длиться 3-3, 5 часа, поэтому дети должны получать питание четыре раза в сутки с интервалами 3-4 часа. Наиболее физиологичным является режим питания: завтрак 7.30-8.30; обед 11.30-12.30; полдник 15.00-16.00, ужин 18.30-20.00. Дети должны находиться за столом во время обеда 25-30 мин, во время завтрака и ужина - 20 мин, во время полдника - 15 мин. В промежутках между кормлениями детям запрещено давать пищу, особенно сладости. Разовый и суточный объем пищи должен строго соответствовать возрасту, состоянию здоровья и уровню физического развития ребенка. Домашнее питание должно дополнять рацион дошкольного учреждения. Питание в выходные и праздничные дни нужно строить, ориентируясь на тот набор продуктов, который предусмотрен для питания детей в детских учреждениях. До отправления ребенка в дошкольное учреждение родители не должны его кормить, так как это приведет к снижению аппетита, и ребенок будет плохо завтракать в группе.

Актовый зал рассчитывают по 0,6 м 2 на одного учащегося при одновременном размещении не менее 60% от общего числа школьников. В актовых и спортивных залах уровень освещенности - 200 лк, в рекреациях - 150 лк. Библиотека , как информационный центр, должна быть оснащена всеми видами технических средств обучения. Площадь на одного ученика 0,6 м 2 . Туалетные комнаты размещают на каждом этаже, их площадь - не менее 0,1 м 2 на одного ученика. Полы туалетных комнат должны выстилаться керамической плиткой, стены должны быть гладкими. Для персонала школы предусматривают отдельный туалет.

Служебные помещения : кабинет директора и канцелярия, кабинет врача, учительская. Учительская рассчитывается по 2-2,5 м 2 на одну классную комнату. Медицинский пункт включает: кабинет врача (7 м 2), кабинет зубного врача (12 м 2), процедурный кабинет (14 м 2), кабинет психолога (10 м 2). В медпункте работают квалифицированные средние медработники и врачи-педиатры. Температура в кабинетах врачей - 21-23 0 .

Экспертиза проектов школ . Проектирование, строительство и благоустройство школ находится под врачебным контролем, который проводится в порядке предупредительного санитарного надзора.

При оценке проекта вначале нужно установить общие сведения: тип школы (начальная, неполная средняя, средняя), число детей (наполняемость школы, например, 624 учащихся - малая наполняемость), на которое она рассчитана, радиус обслуживания. Затем переходят к анализу генерального плана школьного участка и внутренней планировки. При рассмотрении плана необходимо выяснить: 1. размещение земельного участка (внутриквартальное, смежное с несколькими кварталами; ближайшее окружение: жилые дома, промышленные предприятия, площади, улицы, железные дороги, парки); 2. конфигурация, общая площадь земельного участка и площадь на одного ребенка; 3. составные элементы участка (защитная зона, спортивная зона, биологический уголок, зона отдыха, хозяйственный двор); 4. общая площадь и процент застройки участка; 5. процент озеленения; 6. входы и проезды на земельный участок, наличие отдельного проезда на хозяйственный двор; 7. составные элементы (зоны и их взаимное расположение); 8. расположение здания школы на участке, число этажей, композиция, число входов, лестничных клеток, расположение помещений. Дается заключение: обеспечивает ли проект создание благоприятных условий для проведения учебного процесса, созданы ли условия для всестороннего физического воспитания, отдыха и питания детей, отвечают ли гигиеническим требованиям помещения для продленного дня, обеспечивает ли проект полноценное освещение, соблюден ли оптимальный воздушно-тепловой режим. Должен быть решен вопрос о том, может ли данный проект быть принят к строительству.

При экспертизе проекта школы-интерната необходимо рассмотреть набор помещений жилого корпуса: спальные комнаты, туалет, душевые комнаты, комната для чистки одежды и обуви, сушилки для одежды, гостиные, медицинский пункт, пищеблок. Неполные средние школы-интернаты проектируются на 280 и 560 учащихся, средние - на 340 учащихся. Общая площадь земельного участка не менее 2,0-2,2 га. Помещения школы-интерната объединяют в комплексы в зависимости от их назначения: помещения учебного корпуса, помещения спального корпуса. Классные комнаты и кабинеты планируют площадью 50 м 2 . Актовый зал рассчитывается на 50 учащихся. Спальные комнаты для младших школьников должны быть рассчитаны не более чем на 8-10 чел, а для учащихся 5-10 классов не более чем на 6 человек. На одно спальное место должно приходиться не менее 4 м 2 . Спальни не должны размещаться в проходных комнатах. Пищеблок состоит из складских, производственных, административно-хозяйственных помещений и обеденного зала. Обеденный зал рассчитан на питание в две смены. Перед обеденным залом должны быть установлены умывальники. Пищеблок должен быть удобно связан с жилыми и учебными помещениями. Медицинский пункт-изолятор размещается отдельно от остальных помещений и должен иметь отдельный выход. Он состоит из кабинета врача (12 м 2), процедурной (15м 2), палат (по 6 м 2 на койку), боксированных палат (по 9м 2), буфетной, ванной комнаты, умывальни и туалета. По экспертизе проекта дается письменное заключение, где перечисляются все санитарные недочеты, замечания и принимается решение о согласовании или отклонении проекта.