Помещения социального назначения в детском саду. Как организовать помещение под частный детский сад


Основные помещения детского сада - групповые комнаты - по своим размерам должны обеспечивать потребности детей в движении и чистом воздухе. Если на одного ребенка приходится 4 м2 площади, а высота помещения равняется 3,2 м, то кубатура воздуха на каждого ребенка составит около 8 м3, что соответствует основным санитарным нормам.
Окна в групповых комнатах проектируются на восток, юго-восток и юг. В каждой групповой комнате, спальне, а также в зале не менее 50% окон снабжаются фрамугами или форточками. В теплое время года их держат открытыми, зимой их не заклеивают, чтобы иметь возможность 3-4 раза в день проветривать помещение. Длительность проветривания зависит от разницы температур наружного воздуха и воздуха в помещении. Полноценный воздухообмен особенно важен в тех помещениях, где площадь групповых комнат меньше 50 м2 или высота потолка ниже 3 м.
Вытяжки центрального вентиляционного канала, которые также обеспечивают воздухообмен, нужно держать в исправности, систематически очищать от пыли и ни в коем случае не заклеивать.
Очень важно соблюдать в помещениях постоянный температурный режим, не допуская резких колебаний температуры воздуха. Оптимальная температура для групповой комнаты - 19-21°С, для зала - 18°С, туалетных - 20-22°С, бассейна - 29°С (температура измеряется на уровне роста детей, а в комнатах первого этажа - на полу).
Радиаторы центрального отопления обязательно огораживаются. Ограждение должно легко сниматься при уборке, не задерживать излучение тепла, не иметь острых углов.
Использование в детских учреждениях временных или переносных отопительных приборов категорически воспрещается.
Не меньшее значение для здоровья детей, чем чистый воздух, имеет солнечный свет: он оказывает благотворное влияние на нервную систему, на усиление роста, на улучшение состава крови и обмена веществ. Под его воздействием у детей улучшаются самочувствие, аппетит, сон.
Хорошее естественное освещение достигается прежде всего благодаря достаточному количеству окон. Нормальным считается, если площадь застекленной поверхности окон равна 1/5-1/6 площади пола (световой коэффициент 1:5 или 1:6). Это значит, что при площади групповой комнаты в 50 м2, площадь всех окон должна быть равной 8-10 м2.
Необходимо постоянно следить за чистотой оконных стекол; их следует протирать не реже одного раза в неделю (зимой с внутренней стороны, а в теплое время года - с внутренней и наружной). Загрязненные стекла задерживают 40-70% световых лучей.
В групповой комнате недопустимы занавески, загораживающие оконные стекла, тем более их верхнюю часть, так как в этом случае нарушается нормальная освещенность помещения, особенно в той части комнаты, которая удалена от окон. В случае необходимости (при слишком ярком солнечном освещении, вечером) окна закрывают легкими, свободно передвигающимися на кольцах занавесками из светлой хлопчатобумажной ткани. Не рекомендуется ставить на подоконники высокие растения, наклеивать на стекла аппликации. При соблюдении этих условий можно добиться наилучшей естественной освещенности комнат. Искусственное освещение оказывает большое влияние на состояние зрения детей. Оно должно отвечать гигиеническим нормам. В групповых комнатах норма искусственного освещения составляет 100 люкс при использовании ламп накаливания и 200 люкс - при люминесцентном освещении. Иными словами, в групповых комнатах детей дошкольного возраста должно быть 8 светильников с лампами по 200 ватт каждая, а в групповых комнатах детей раннего возраста - 6 светильников по 200 ватт.
Для детского сада рекомендуются светильники типа СК-300 «Электросвет» или Яблочкова, КСО-1, ШОД (школьного освещения диффузный). Нельзя использовать открытые снизу люцетты и лампы, не защищенные арматурой, так как они приводят к утомлению глаз. В крайних случаях при отсутствии необходимой арматуры обычные электролампы заменяются матовыми (но матовые шары диаметром 250 мм также не подходят, поскольку габариты ламп 200 и 300 ватт не соответствуют их размерам).
Люминесцентные лампы располагают в два ряда по всей длине комнаты или в виде буквы П, что позволяет создать равномерное освещение. Сохранить постоянное освещение можно лишь в том случае, если каждая перегоревшая лампа будет своевременно заменяться лампой такой же мощности.
Штепсельные розетки и выключатели располагают на расстоянии 1,8 м от пола, не ниже.
Большое значение для нормального освещения комнат имеет окраска стен, потолков и мебели. Освещенность помещения тем выше, чем больше световых лучей отражается от стен и потолков. Белая стена отражает 60% падающих на нее световых лучей, светло-желтая - до 40%, синяя и голубая - 25%, коричневая - 13%, черная всего лишь 1-2%. Поэтому внутренняя окраска стен, потолков и мебели должна быть выдержана в светлых тонах.

ГРУППОВАЯ КОМНАТА


В групповой комнате дети проводят большую часть времени, поэтому не следует загромождать ее мебелью, крупными растениями. Оборудование групповой комнаты зависит от того, для детей какого возраста она предназначена.
Для групповой комнаты детей первого года жизни необходим манеж, который устанавливается вдоль окон (на расстоянии 50- 60 см от них). Кроме того, в комплект мебели входят: 1-2 индивидуальных манежа; 1-2 туалетных стола для проведения гигиенических и закаливающих процедур; столы для кормления с выдвигающимися креслицами для детей, умеющих сидеть; четырехместный столик и стулья к нему для кормления детей, начинающих ходить; стол и стулья для взрослых, за которым докармливают грудных детей; шкафы для хранения игрушек, детского белья, посуды. Детям 7-8 мес. необходим барьер (высота 500 мм) с полкой для игрушек и пособий.
В групповых комнатах для детей второго и третьего года жизни необходимы четырехместные столы и стулья к ним (по числу детей), туалетный столик, раздаточный стол, стулья для персонала, шкаф для посуды, открытый шкаф-стеллаж с низкими полками для игрушек, диванчик, горка-манеж для упражнений детей в движениях. Середина комнаты должна оставаться свободной.
В групповых помещениях детей дошкольного возраста размещаются столы и стулья для детей, шкафы или стеллажи для хранения игрушек и строительных материалов, полочки для книг, уголка природы, стол для педагога и его шкаф, где хранятся педагогические пособия и оборудование.
Детская мебель должна быть прочной, устойчивой, обтекаемой формы, без острых углов и крючков на уровне глаз детей. Рекомендуется простая мебель без лишних украшений - это облегчает соблюдение гигиенических требований.
Особого внимания требует подбор столов и стульев, размеры которых должны соответствовать размерам и пропорциям тела детей данной возрастной группы. Столы и стулья предусматриваются достаточно легкими (весом не более 1,5-2 кг), чтобы дети могли самостоятельно их передвигать в пределах групповой комнаты.
В настоящее время разработаны государственные стандарты размеров детских столов (ГОСТ 19301. 1-73) и стульев (ГОСТ 19301. 2-73), которыми и следует руководствоваться при подборе мебели для групповых комнат. Для каждой из возрастных групп надо иметь не менее двух размеров столов и стульев, и обязательно сделать маркировку в соответствии с ростом каждого ребенка группы.
Для детей 2-4 лет выпускаются четырехместные и двухместные столы, для 5-6-летних - двухместные столы с изменяющимся наклоном крышки и ящиками для учебных пособий.
У столов не должно быть проножек, так как они мешают правильной посадке детей; у стульев проножки допускаются лишь сзади или сбоку.
Столы и стулья располагаются как можно ближе к окнам. Двухместные столы на время занятий могут быть расставлены в три ряда, четырехместные - в два. Расстояние между рядами столов - 0,5 м, первый ряд отстоит от стены на 1 м.
На время еды двухместные столы соединяют по два: за такими квадратными столами сидят по четыре человека. В часы игр лишние столы придвигают к стенам: за ними дети играют с мелким строительным материалом или в настольные игры.
Для занятий в средней, старшей и подготовительной к школе группах нужна настенная доска. Удобна доска, состоящая из трех секций (каждая шириной 0,5 м, высотой 0,75 м): грифельной, для показа дидактического материала и выставочного стенда; внизу лоток для мела и тряпки. Доску располагают таким образом, чтобы нижний край ее находился в 70-80 см от пола. Покрытие доски матовое (темно-зеленый или темно-синий линолеум; часть для показа и стенд - светло-серые).
Ковры, на которых дети играют, очень удобны, но их можно стелить только в холодное время года; они требуют ежедневной чистки и еженедельного проветривания.
Приемная-раздевальная. Вдоль стен комнаты размещаются шкафы для верхней детской одежды, которые должны быть прочно закреплены. В каждом индивидуальном шкафу три отделения: верхнее - для шапок, варежек, теплых носков и кофт, среднее - для пальто и рейтуз, нижнее - для обуви. На дверце внизу и вверху делаются вентиляционные отверстия.
В раздевальной находятся и скамейки, покрытые линолеумом или пластиком: высота скамейки - 200 мм, ширина - при одностороннем использовании - 250-300 мм, при двустороннем - 500-550 мм. Скамейки для подготовительных групп могут иметь подъемную крышку и емкость для хранения спортивной обуви.
Кроме того, в раздевальной должны быть: зеркало (на высоте роста детей), полка для платяных щеток, ящик, в котором хранятся принадлежности для чистки обуви.
Здесь же стоит шкаф для одежды персонала.

УБОРКА ПОМЕЩЕНИЙ


Санитарное состояние дошкольного учреждения во многом зависит от организации труда уборщиц и контроля за их работой. Для каждой уборщицы должен быть составлен график ежедневных и еженедельных обязанностей (обязанности уборщиц младших и старших групп не совпадают). Еженедельный график предусматривает те дела, которые выполняются один или два раза в неделю в определенные дни (например, в понедельник протирают арматуру, во вторник - оконные стекла и т. п.). Кроме того, должен быть график периодической и генеральной уборки. Соблюдение санитарных правил ухода за помещением возможно при условии, что уборщицы знают, как надо убирать комнаты, мыть посуду, когда они обеспечены соответствующим инвентарем, моющими и дезинфицирующими средствами (дезинфицирующие средства должны находиться в местах, недоступных детям).
Уборка в детском саду производится обязательно влажным способом при открытых форточках или фрамугах зимой или окнах - летом. Столы протирают после каждого приема пищи; полы, покрытия манежа, горок моют два раза в день; стены, двери и оконные рамы моют не реже одного раза в месяц; один раз в квартал стирают шторы и протирают светильники.
Сохранение в комнатах определенного воздушного режима, систематическое их проветривание - это также предмет заботы заведующей. Проветривание групповой комнаты в присутствии детей - дело воспитателей, а сквозное проветривание всего помещения два-три раза в день до прихода детей и во время прогулок вменяется в обязанность уборщицам и вносится в их график.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Главной зоной в детском саду является групповая ячейка. Групповая ячейка – это пространство, в котором протекает повседневная жизнь воспитанников детского сада. Оно делится на несколько более мелких функциональных зон:

  • раздевальная;
  • игровая, которую чаще называют групповой комнатой;
  • спальня;
  • буфетная;
  • туалетная комната.

Правильно организованная и оборудованная групповая ячейка – основа любого детского учреждения. Мы видим нашу задачу в том, чтобы подготовленные нами групповые ячейки были полностью готовы к приему малышей и выдержали любые проверки на соответствие всем действующим нормам и требованиям.

Раздевальная

Раздевальная комната детского сада, она же приемная, должна иметь размер не менее 18 м², в соответствии с действующими на настоящее время санитарными нормами 2.4.1.3049-13. Функции раздевальной и ее оборудование различаются в зависимости от возраста детей в группе.

Так, для детей раннего возраста в раздевальной должно быть место, где мамы могут покормить малышей, находящихся на грудном вскармливании.

Оставшаяся часть раздевальной комнаты, как и приемная для детей постарше, оборудуется небольшими шкафами, высотой от 1,2 до 1,35 метров, лавочками, полками или стеллажом для игрушек, и сушильным шкафом. Материалы, габариты и комплектация этой мебели должна соответствовать гигиеническим требованиям.

Шкафы маркируются картинками, чтобы каждый ребенок мог запомнить свой шкафчик. Кроме этого, в раздевальной можно разместить небьющееся зеркало и стенд с информацией для родителей.

Групповая комната

Размеры групповой комнаты, в соответствии с актуальными СанПин, должны составлять не менее 2 м² на каждого ребенка. Современные правила требуют, чтобы групповая комната была самостоятельным помещением, но в некоторых случаях, когда речь идет о детских садах старого типа, не прошедших реконструкцию, допускается совмещение групповой и спальной комнат.

Для групповой комнаты выбирают мебель без острых углов, которую легко содержать в чистоте. Оборудование игровой, включая игрушки, выполняется из материалов, которые не боятся воды и моющих средств. Обычный набор мебели для этой комнаты включает шкафы, в которых хранятся игры и игрушки, стеллажи, используемые для хранения обучающих материалов и пособий. Завершают список необходимой мебели столы и детские стулья, размеры которых должны соответствовать антропометрическим характеристикам детей.

Для физического развития детей в групповой комнате устанавливают или манеж (для самых маленьких), или небольшой спортивный комплекс. В группах старшего дошкольного возраста необходимо оставить достаточно места, чтобы дети могли двигаться и играть в активные игры. Практика показывает, что дети чувствуют себя лучше, когда помещение групповой комнаты делится на зоны. В каждой из которых есть свои игрушки, и где могут играть вместе 3-6 человек.

Спальня

Количество кроватей в спальне соответствует числу воспитанников, а их размеры определяются возрастом детей. Так, для детей до трех лет используют кровати размером 120х60 см, а для тех, кто старше – 140х60. Высота кровати, соответствующей правилам, составляет 30 см. Согласно санитарным нормам, в детских садах не допускается использование двухъярусных кроватей, их считают травмоопасными.

В детских садах старого образца, где нет отдельных помещений для спален, допускается использование раскладных кроватей, но ложе у них обязательно должно быть жестким. Кровати располагают на расстоянии 65 см друг от друга, причем расстояние между изголовьями может составлять 30 см. Можно также использовать встроенную мебель, но только после получения разрешения от санитарно-эпидемиологической службы.

Помимо кроватей в спальне могут находиться вешалки для одежды, стулья, в некоторых случаях - книжный уголок. Для последнего требуются стол, стулья (их можно заменить индивидуальными подушками), небольшой стеллаж.

Буфетная

Буфетная - это помещение, в котором раскладывается пища для детей перед подачей на столы, в ней же моют, хранят, стерилизуют и сушат посуду. Располагается эта комнатка всегда рядом с групповой (она же игровая). В соответствии с санитарными нормами (2.4.1.3049-13), буфетная должна быть отделена перегородкой, дверь в нее должна плотно закрываться.

Оборудуют буфетную мойкой, шкафом и столом. Ко всем этим предметам мебели предъявляются строгие требования. Мойка должна быть двухгнездной, подключенной к горячей и холодной воде, с полками для посуды. Обычно с одной стороны складывается грязная посуда, с другой - чистая. Размеры такой мойки составляют 160х55 см. Шкаф в буфетной предназначается для чистой посуды и имеет габариты 100х45 см. Если к этому добавить стол размером 100х72, как того требует СанПин, то будет очевидно, что площадь буфетной не может быть менее 3 м².

Тщательное соблюдение этих правил обеспечивает поддержание здоровой санитарно-эпидемиологической обстановки в группе и помогает сохранить здоровье детей.

Туалетная

Туалетная комната делится на умывальную и зону санитарных узлов. Оборудуют ее в соответствии с потребностями возрастной группы. Площадь туалетной тоже зависит от возраста - для детей до 3-х лет она составляет 12 м², для тех, что старше - 16.

Оборудование туалетной должно быть безопасным, легким в уходе и надежно закрепленным. Для малышей до полутора лет в туалетной ставят детскую ванну, взрослый умывальник, полотенцесушитель. В зоне санитарных узлов устанавливают шкаф для горшков, ячейки которого в обязательном порядке маркируют, и делают слив-видуар. Для двухлетних малышей устанавливают детские унитазы (если есть такая возможность), в умывальной зоне монтируют душ с поддоном и минимум 4 умывальника. Унитазы устанавливаются в кабинках, раздельно для девочек и мальчиков. Кабинки не запираются. При этом размер кабинки тоже регламентируется.

Помимо этого в туалетной вешают небьющееся зеркало и шкафчики для личных принадлежностей, таких как расчески или полотенца. Шкафчики выполняют из материала, позволяющего ежедневно обрабатывать их с применением дезинфицирующих средств. Перед кранами часто вешают картинки, которые помогают детям правильно мыть руки, умываться, чистить зубы. Яркие изображния-инструкции облегчают обучение детей основам гигиены.

15 Март, 2013 - 10:56

Бизнес по организации частных детских садов в России постепенно набирает популярность – сказывается серьезный дефицит дошкольных учреждений, даже московские власти начали рассматривать проекты по предоставлению помещений по ставке 1 рубль за квадратный метр в год под организацию частных садов.

Действительно, основной и самый затратный этап в организации частного детского сада – найти подходящее помещение и правильно его оборудовать. Как это сделать, читайте в наших "Практических советах".

Хитрость короткого дня

Следует понимать, что форматы государственного и частного детских садов существенно различаются. Городские власти строят для муниципальных дошкольных учреждений специально спроектированные здания, а частникам приходится самостоятельно подыскивать подходящие помещения, зачастую встроенного типа, и приводить их в соответствие с установленными санитарными нормами.

Помещение для частного детского сада, как и для муниципального ДОУ, должно соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям (СанПиН 2.4.1.2660-10). Без этого невозможно получить заключение от СЭС, а следовательно и лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Действующие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы касаются всех дошкольных организаций, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Однако основные нормы и требования, которые указаны в СанПиНе, во многом практически невыполнимы для частников. Выполнить установленные требования зачастую могут лишь муниципальные сады, которые в своем распоряжении имеют специально построенное и оборудованное здание, изначально спроектированное с учетом санитарных норм, а также прилегающую территорию нужных размеров с игровыми площадками заданных параметров.

Но у частных садов все-таки есть возможности для маневра. В СанПиНе все детские организации классифицируются в зависимости от длительности пребывания детей. Данная классификация предполагает снижение требований по ряду критериев к ДОУ. В частности заниженные требования предъявляются к так называемым группам кратковременного пребывания, куда входят группы "сокращенного дня", где ребенок может находиться более 5 часов (8-10 часов).

Если изначально выбрать для частного сада такую форму дошкольной организации, то подобрать помещение для ДОУ становится вполне реально. Хотя общие правила все-таки придется соблюсти.

Кодекс правил

Так, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям детские сады должны находиться в зоне жилой застройки, вдали от промышленных предприятий и за пределами их санитарно-защитных зон, а также вдали от гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта и метрополитена.

В жилой застройке детский сад можно разместить в отдельно стоящем здании, в пристройках к торцам жилых домов и во встроенных помещениях жилых зданий. Правда у встроенных и встроенно-пристроенных помещений к жилым домам есть ограничения по вместимости. Например, во встроенных помещениях можно организовать садик до 80 мест, во встроенно-пристроенных помещениях можно разместить до 150 малышей, а в отдельно стоящем здании можно принимать уже до 350 воспитанников.

В Москве частный детский сад легко устроить на первых этажах жилых домов, которые обычно строятся специально под коммерческое использование. По такому пути пошли учредители "Центра дошкольного образования Семицветик" - они арендовали 190 квадратных метров на первом этаже жилого дома в микрорайоне Марфино. По словам генерального директора центра Илоны Мажукиной, этого помещения хватило, чтобы организовать все необходимое для пребывания в саду 30 детей.

Отдельно стоящее здание не должно быть выше двух этажей. Наличие третьего этажа допускается, но в нем разрешено размещать только служебные помещения, например, медицинский кабинет. Все основные помещения дошкольных организаций следует расположить в первых двух этажах. При этом их размещение в подвальных и цокольных этажах также запрещено.

Само собой разумеется, что под детские сады необходимо выбирать здания, оборудованные системами центрального отопления, канализацией и вентиляцией в соответствии с требованиями, предъявляемыми к общественным зданиям и сооружениям, а также системами холодного и горячего водоснабжения. Высота от пола до потолка в ДОУ должна составлять не менее 3 метров.

На стадии выбора помещения под детский сад, целесообразно обратиться в отделение Роспотребнадзора за предварительной оценкой помещения, советует Мажукина. Возможно, приглянувшееся помещение по каким-то критериям окажется вовсе непригодным для организации в нем ДОУ, а деньги за аренду и на ремонт уже будут потрачены.

Стартовая комплектация

Существует и минимальный набор помещений, которые СанПиН требует разместить внутри здания для групп сокращенного дня. В таком детском саду достаточно организовать групповую комнату, спальню, кухню или буфет-раздаточную (при организации питания готовыми кулинарными изделиями), туалет с умывальной для детей и отдельно для персонала. Допускается организация сна прямо в групповых комнатах на детских кроватях.

Медицинский кабинет можно не оборудовать, но потребуется заключить договор с территориальным лечебно-профилактическим учреждением, например, с ближайшей городской поликлиникой.

Минимальный метраж комнат также прописан нормативом. Групповая комната должна быть площадью не менее 2,5 квадратного метра на 1 ребенка в ясельных группах, и не менее 2 квадратных метров на ребенка в дошкольных группах (без учета мебели и ее расстановки).

Спальня рассчитывается исходя из норматива не менее 1,8 квадратного метра на ребенка в ясельных группах, и не менее 2 квадратных метров - в дошкольных. Суммируя количество метров, легко определить максимальную вместительность создаваемого детского сада.

Существует для частников и определенное послабление, касающееся прогулочных зон и игровых площадок. Согласно СанПиНу, для прогулок групп кратковременного пребывания и сокращенного дня могут быть использованы территории скверов, парков, а также прилегающие к зданию дворовые территории, оборудованные детскими площадками.

"Наши дети гуляют с воспитателями на общей площадке во дворе жилых домов, как многодетная семья", - комментирует Мажукина.

Внутренняя отделка

Отделка внутренних помещений в садике требует соблюдения установленных нормативов. Все применяемые отделочные материалы должны иметь сертификат соответствия и быть безопасными для здоровья детей.

Оттенки краски для стен следует выбирать, учитывая освещенность помещений. Так, если комнаты выходят окнами на южную сторону, необходимо применять краски холодных тонов с коэффициентом отражения 0,7 - 0,8, а если на северную, то наоборот, теплые тона с коэффициентом отражения 0,7 - 0,6.

Полы в помещении должны быть гладкими, нескользкими, без щелей и дефектов, плинтуса - плотно пригнанными к стенам и полу, а также устойчивыми к регулярной влажной уборке и дезинфицирующим средствам.

Оборудование групповых комнат, спален, туалетов и других помещений в детском саду, главным образом, должно соответствовать росту и возрасту малышей. В основных комнатах необходимо обеспечить естественное освещение. Осветительные приборы рекомендуется убрать в пылевлагонепроницаемую защитную арматуру.

Чтобы избежать ожогов и травм у детей, отопительные приборы необходимо оградить съемными решетками из любого термостойкого материала, разрешенного к применению.

Окна должны быть обеспечены исправными и функционирующими во все сезоны года откидными фрамугами и форточками для того, чтобы регулярно проветривать помещения.

Общественные здания


Планировочные требования, состав помещений детских учреждений


При проектировании детских дошкольных учреждений необходимо строго выполнять нормативные требования по составу, площади помещений и их функциональным связям, ориентации по странам света, расположению входов и т. д.

Здания детских яслей-садов состоят из следующих групп помещений: для детей ясельного возраста (до трех лет); для детей в возрасте от трех до шести лет; общие для всех детей; административно-хозяйственные и обслуживающие.

Каждая группа помещений должна быть достаточно изолирована от другой. В то же время необходимо обеспечить связь помещений для детей разных возрастов с общими помещениями для всех детей и обеспечить удобный доступ из административно-хозяйственных и обслуживающих помещений ко всем групповым (рис. 1).

Для лучшей изоляции групп ясельного возраста каждая группа должна иметь самостоятельный вход с улицы. Можно устроить общий вход в две группы при расположении их на втором этаже.

Для групп детей детского сада разрешается устройство общего входа не более чем на три группы. Как исключение для двух таких групп допускается устройство общей раздевалки. Возможно объединение входа в административные помещения со входом в одну из детских групп.

Помещения детских групп включают раздевальные (в детских садах) и приемные (в яслях), групповые (в детских садах) и игральные-столовые (в яслях), спальни, туалетные, буфетные.

В зданиях детских дошкольных учреждений дети прежде всего попадают в помещение приемной или раздевальни, где их принимают от родителей, осматривают, переодевают. В группах младшего ясельного возраста приемная служит также местом грудного кормления детей матерями.


Рис. 1. Функциональная схема здания детского сада-яслей:
1 - приемная; 2-игральная; 3-тамбур; 4-веранда; 5-спальня-веранда; 6-туалетная; 7-буфетная; 8-кладовая; 9-сушильная и гладильная; 10-бельевая; 11 - разборочная и постирочная; 12-кухня; 13-кабинет заведующей; 14-вестибюль; 15-кабинет врача; 16-комната персонала; 17-умывальня; 18-уборная; 19-раздевальня; 20-групповая комната; 21-кроватная

Раздевальни и приемные оборудуют индивидуальными шкафчиками для верхней одежды, обеспечивающими ее проветривание и сушку.

Из приемной или раздевальни дети проходят в игральную-столовую или групповую. Эти комнаты являются главными помещениями зданий детских учреждений. Такие комнаты должны хорошо освещаться и инсолироваться, поэтому здесь следует предусматривать большие окна. Подоконники могут быть сделаны в виде ленточных столов на высоте 50...60 см от уровня пола. Игральные и групповые оборудуют специальной мебелью, удобной для различных занятий и игр.

С помещениями игральной и групповой связаны спальня или спальня-веранда, где расположены кроватки для дневного (или ночного) сна. В старших группах детского сада кроватки могут быть двухъярусными, что позволяет более рационально использовать площади помещения и вносит игровой элемент в организацию отдыха детей. Помещения игральной или групповой и спальни могут быть связаны между собой остекленными или раздвижными перегородкам.

Из помещений групповых и играль-ных-столовых рекомендуется устраивать выход на крытые прогулочные веранды, которые в зависимости от района строительства могут быть открытыми или остекленными. В конкретной ситуации веранды могут быть заменены внутренними двориками.

Непосредственно к игральной-столовой или групповой примыкает буфетная, которая в большинстве случаев представляет собой нишу с встроенными шкафами для посуды и двойной мойкой.

Туалетные комнаты должны иметь вход из игральной или групповой. Туалетная в яслях представляет собой одну комнату, оборудованную двумя умывальниками для детей, сливом (ви-дуар), душевым поддоном, а для групп грудных детей - умывальником для взрослых, сливом, детской ванной. В детских садах туалетная состоит из умывальни и уборной. В умывальне устанавливаются четыре умывальника и душевой поддон, в уборной три или четыре (в зависимости от возрастной группы) унитаза, размещаемых в открытых кабинах размером 0,8Х Х0,75 м, разделенных экранами высотой 1,2 м (рис. 2).

Пример планировки помещений детских групп представлен на (рис. 9.3).

Общие помещения для детей всех групп включают зал для музыкальных и гимнастических занятий, методический кабинет, бассейн для обучения плаванию, медицинские помещения. К ним должен быть удобный доступ из всех групповых и игральных-столовых.

Зал для музыкальных и гимнастических занятий устраивают в детских учреждениях вместимостью до 12 групп. В детских яслях-садах на 12 групп и больше предусматривают два раздельных помещения для музыкальных и гимнастических занятий. Располагают их на любом этаже.

В яслях-садах на 200 мест и больше рекомендуется устройство бассейна для обучения детей плаванию с ванной размером 3X7 м, раздевальной, душевой и туалетной. По периметру ванны устраивают борт сечением 0,15Х Х0,30 м и обходную дорожку шириной 1,5 м. При выходе из душевой на обходную дорожку - ножная ванна шириной 0,8, глубиной 0,1 м.

Рис. 2. Планировка туалетных в группах:
а - детских яслей; б - детского сада; 1 - стеллаж для детских горшков; 2 - бак для грязного белья; 3 - умывальник; 4 - туалетный стол; 5 - душ с поддоном; 6 - слив; 7 - детские умывальники; 8 - душ с поддоном; 9-детские унитазы; 10 - хозяйственный шкаф; 11 - вешалка для полотенец

Методический кабинет предназначен для хранения методических материалов, выставок детских работ, занятий воспитателей.

Медицинские помещения включают медицинскую комнату (кабинет врача), фотарий и изолятор с приемной и палатами. Медицинскую комнату следует располагать смежно с одной из палат изолятора. Между ними, а также между палатами рекомендуется устраивать остекленные перегородки (начиная с высоты 1... 1,2 м). Размещение фотария целесообразно вблизи зала для гимнастических занятий и бассейна. Медицинские помещения располагают на первом этаже, а изолятор должен иметь отдельный вход.

Административно-хозяйственные помещения - это пищеблок, постирочная и комнаты администрации и педагогического персонала. Пищеблок и постирочная должны быть по возможности изолированы от других помещений. При входе в них из общего коридора следует устраивать шлюзы. Пищеблок должен иметь самостоятельный вход с участка. В состав пищеблока входят кухня и кладовые для овощей и сухих продуктов.

Кладовые должны располагаться рядом с кухней и иметь самостоятельные входы из коридора или тамбура. Заготовочную, моечную и раздаточную размещают на площади кухни, отделяя от нее оборудованием или не доходящей до потолка перегородкой.

Входящие в состав постиранной помещения стирально-разборочной, сушильно-гладильной и комнату для хранения чистого белья следует располагать смежно. Входы для сдачи грязного и получения чистого белья должны быть разделены. Вместо входов лучше устраивать передаточные окна, которые удобно размещать в тамбуре, отделяющем постиранную от общего коридора.

Административно-хозяйственные помещения допускается размещать в цокольном этаже.

К планировке зданий детских учреждений предъявляют повышенные противопожарные требования. В связи с этим из каждой групповой ячейки должно быть не менее двух эвакуационных выходов.

В зданиях не ниже II степени огнестойкости в качестве второго эвакуационного выхода со второго этажа разрешается устройство наружной пожарной лестницы с уклоном не более 45°. Выход на эту лестницу устраивают из групповой ячейки.

Лестничные клетки в зданиях дошкольных учреждений должны быть закрытыми и иметь естественное освещение. В зданиях II степени огнестойкости допускается устройство лестничных клеток с верхним освещением. В особо холодном климате возможно устройство лестниц без естественного освещения (при условии обеспечения их вентиляцией). В жарком IV климатическом районе разрешается устройство открытых лестниц. Во всех случаях лестницы, которыми пользуются дети, должны быть ограждены перилами высотой 1,35 м с устройством поручней для детей на высоте 0,5 и для взрослых-0,85 м.

Открытие детского детского сада для дошкольников дело непростое. Чтобы минимизировать требования к учреждению, персоналу со сторону СЭС, и избежать лицензирования такие заведения называют не ДОУ, а развивающими центрами.

Нормативная база

Если вы все-таки решили открыть детский сад, ознакомьтесь с основными документами, регулирующими деятельность подобного заведения:

  • ПП РФ "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" .
  • "Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении" .

Последнее положение для частных ДОУ является рекомендательным. Открытие детского дошкольного образовательного учреждения подпадает под обязательно лицензирование.

Лицензия на ДОУ

Лицензирующим органом является Лицензионная палата, она имеется в каждом городе. Перед подачей документов на лицензирование нужно получить разрешительные документы от:

  • Пожарной службы.
  • СЭС (Роспотребнадзора).

Сан-эпид разрешение выдается Роспотребнадзором бесплатно. На момент открытия детского садика Роспотребнадзор нужно уведомить о начале деятельности. Это делается тоже бесплатно. Для получения разрешения и направления уведомления нужно собрать пакет документов, и заполнить бланк заявления/уведомления. Полный перечень документов можно узнать на официальном сайте Роспотребнадзора (http://rospotrebnadzor.ru/gosserv/for/11/category/88/)

Лицензирование облагается пошлиной. На данный момент сумма составляет 2600 рублей. Но этот аспект лучше уточнить в лицензионной палате. Если комплект документов принят, его рассмотрение и проверки ДОУ занимают 30 суток. Разрешительные документы владелец садика получается в течение 60 суток.

Требования к зданию садика

Частный садик может быть маленьким, организованным "на дому" или крупным детским заведением. При выборе помещения/здания под ДОУ стоит обратиться в Роспотребнадзор или местные органы СЭС и получить предварительную его оценку на предмет пригодности для садика. Потому что, купив/арендовав помещения, владелец садика может столкнуться с полной его непригодностью для пребывания детей. Основные требования СЭС к расположению ДОУ:

  • В "спальном районе", то есть жилой зоне.
  • В отдалении от автозаправок, заводов, производственных цехов.
  • В отдалении от стоянок автомобилей, метро, железнодорожных магистралей.

Такое размещение диктуется санитарными требованиями к экологической безопасности района и уровню шума. Разрешается размещать детские дошкольные учреждения:

  • В отдельном здании не выше 2-х этажей (такой садик может принять до 350 малышей).
  • На первом этаже жилого строения (в цоколе и подвале размещать подобное заведение категорически запрещено).
  • В пристройке к жилому дому (такое ДОУ может принять до 150 человек).
  • Встроенное помещение в жилом доме (максимальное число детей, которое разрешается принимать в этом случае - 80 человек).

При наличии собственных служебных помещений (моечных, прачечных, медкабинетов) допустимо приобретать/арендовать 3-этажное строение. При этом "детские зоны" могут размещаться исключительно на 1-2 этаже здания. Въезд на территорию садика и все дорожки покрываются асфальтом, бетонными плитами или иным разрешенным твердым покрытием.

Требования СЭС к территории ДОУ

Эти требования актуальны, если садик имеет собственную площадь. В этом случае площадь:

  • Делится на игровую зону и территорию, необходимую для хознужд.
  • Озеленяется. Примерно половина не застроенной территории должна быть озеленена.
  • Покрытие "детской зоны" (игровой и физплощадки) должно быть безопасным для здоровья малышей, непыльным, хорошо утрамбованным либо травяным.
  • В игровой зоне нужно предусмотреть навесы, защищающие от солнца (стационарные или сборно-разборные).

Территория должна поддерживаться в чистоте, уборка обязательно проводится дважды в сутки. Размеры площадок, навесов и прочих элементов рассчитываются исходя из требований СанПиНа. Идеально, если для каждой группы имеется своя игровая зона, но допустимо использование совместных площадей для нескольких групп.

Требование к помещению

При выборе помещения нужно обращать внимание на наличие инженерных сетей централизованного характера:

  • водообеспечения (холодного/горячего);
  • отопления;
  • канализации.

Помещение ДОУ в обязательно порядке оборудуется пожарной сигнализацией и обеспечивается запасным выходом для эвакуации детей. К габаритам помещения для детского сада у СЭС имеются строгие требования:

  1. Высота потолков должна быть не менее 3 м.
  2. Групп-комната для игры и занятий деток, а также их кормления. Она должна быть не меньше, чем 50 м2. Расчет площади помещения проводится исходя из необходимости иметь на каждого ребенка до 3 лет по 2,5 м2, и для детей 3-7 лет по 2 м2 на каждого из них.
  3. Спальня (если группы сокращенного пребывания ее можно совместить с групп-комнатой).
  4. Санузел.
  5. Раздевалка. Буфетная для раздачи пищи и мытья посуды.

Количество санузлов и помещений для раздевания должно соответствовать количеству групп. За исключением групп сокращенного пребывания для ДОУ требуется медицинский кабинет. Отсутствие медицинского кабинета компенсируется договором с ближайшим лечебно-профилактическим учреждением (можно принять педиатра на четверть ставки либо медицинскую сестру).

Если садик открыт в отдельном здании, желательно предусмотреть тамбур. Это позволит сохранить условия микроклимата в помещении. Также при численности детей от 120 человек в садике должно быть 2 зала:

  • Музыкальный.
  • Для занятий по физкультуре.

При обустройстве бассейна санстанция будет предъявлять требования к нему такие же, как к любому бассейну.

Все поверхности детского садика должны быть влагостойкими и выдерживать не только влажную уборку, но и дезинфекцию. В помещениях с повышенной влажностью (санузел, моечная, буфетная) рекомендуется стены покрывать глазурованной плиткой. В игровых разрешается использование моющихся обоев. Тона стен должны быть светлыми (холодными с юга, и теплыми с севера), допустимы отдельные яркие элементы.

Требования к оборудованию и инвентарю

Вся мебель, игрушки, развивающие элементы должны быть изготовлены из материалов, неспособных нанести вред здоровью детей и сотрудников. Все поверхности оборудования, установок, аппаратов должны быть гладкими, легко обрабатываться и мыться. Доступ к оборудованию не должен быть затруднен.

Мебель, начиная со шкафов, заканчивая стульями должна приобретаться с учетом роста и физиологических особенностей детей. Каждый ребенок должен быть обеспечен:

  • кроватью и постельными принадлежностями (минимум 2 комплекта);
  • шкафчиком для хранения одежды и личных вещей;
  • гигиеническими принадлежностями;
  • обучающими играми/игрушками сообразно возрасту.

Все детское оборудование, посуда, постельные принадлежности должны соответствовать по количеству списочному составу групп.

Производственное оборудование должно промаркировано, соответствовать стандартам безопасности. Количество посуды для приема пищи и питья должно соответствовать списочному составу групп.

Требования к персоналу

Требования проверяющих органов к персоналу следующие:

  • Профильное образование.
  • Стаж работы.
  • Наличие санитарной книжки.
  • Регулярное прохождение медосмотров.

Штат будет зависеть от размера детского учреждения. Стандартом считается прием на работу:

  • Заведующего/заведующей.
  • Воспитатели (один из них старший воспитатель).
  • Помощники воспитателя (нянечки).
  • Уборщица.
  • Медицинский работник.
  • Повар.

Если детский сад предлагает эксклюзивные услуги, например, обучение иностранному языку, развивающие программы, хореографию в штате должны быть педагоги соответствующей направленности (психологи, логопеды, хореографы, учителя иностранного языка и т.п.) либо можно заключить договор с практикующими частным образом педагогами-предпринимателями (с оформленным ИП). Они тоже должны иметь санитарные медкнижки и регулярно проходить осмотры специалистов.

Дополнительные требования

СЭС очень строго подходит к выполнению требований СанПиН по водоснабжению, вентиляции, отоплению и освещению детских учреждений. Особые требования предъявляются к составлению меню-раскладки в деском учреждении, закупке овощей, хранению продуктов и готовых блюд. Все нужно учесть при организации ДОУ.

Договора и иная документация

Перед обращением за санитарно-эпидемиологическим заключением к санстации нужно заключить целый ряд договоров. Список договоров будет зависеть от объема оказываемым учреждением услуг. Основными считаются договора:

  • Об услугах по очистке и стирке формы работников, постельного белья, полотенец для детей.
  • О периодических мероприятиях по устранению патогенов (дезинфекция), насекомых (дезинсекция), и грызунов (дератизация).
  • О вывозе ТБО.
  • О вывозе и утилизации газоразрядных осветителей.
  • О ТО вентиляционного оборудования.
  • Документация санитарного плана на автотранспорт, перевозящий продукты питания для детей.

Также нужно подготовить документацию внутреннего характера, помогающую обеспечить сан-эпид режим (журналы: учета дезсредств, вывоза отходов).

Что проверяет СЭС в детском саду?

Проверки Роспотребнадзора могут быть:

  • Первичная (при открытии заведения).
  • Плановые (с их расписанием можно ознакомиться на сайте проверяющего органа).
  • Внеплановые (выезд санитарного врача/его помощника осуществляется при жалобе граждан, регистрации инфекционных заболеваний/отравлений в садике, при возникновении чрезвычайных ситуаций и в случае реорганизации садика).

Работники сан-эпид службы проверяют фактические нарушения и погрешности при ведении документации. Проверяется практически все:

  • Соответствие инженерных сетей требованиям безопасности и санитарии.
  • Пищеблок, включительно с маркировкой инвентаря и посуды, режимом хранения продуктов (температура, влажность), состоянием холодильных камер, использованием разделочных досок и столовых приборов, правилами мытья посуды и т. д.
  • Детские помещения (соответствие кроватей, белья, посуды списочному составу групп и т. д.).
  • Документы (начиная от договоров поставки продуктов, заканчивая меню-раскладкой).
  • Санитарные книжки сотрудников.
  • Все разрешительные документы на организацию.
  • Наличие дезсредств и уборочного инвентаря, ин правильное хранение и применение, маркировка собственно инвентаря и мест для его хранения.

Может отбираться проба воды, воздуха, измеряться уровень шума, браться пробы готовых блюд.

Штрафные санкции

Роспотребнадзор при выявлении нарушений может ограничиться предупреждением, временно закрыть садик до устранения нарушений, наложить штраф на отдельного сотрудника (физическое лицо), должностное лицо либо на организацию. Размер штрафа и нарушения рассматриваются АК РФ. Масштабные нарушения могут быть рассмотрены УК РФ. Суммы, на которые штрафуется нарушитель зависят от типа нарушения и его размеров:

  • 200-300 МРОТ (повторение ошибки влечет за собой увеличение штрафных санкций в 1,5-2 раза);
  • при угрозе здоровью населения штрафы могут достигать 100-200МРОТ;
  • при отравлении/заболевании детей по вине работников ДОУ возможно открытие уголовного дела, в результате виновники могут быть лишены свободы сроком на 2-5 лет.

Описаны максимальные штрафы, суммы могут варьировать от нескольких сотен рублей (для физического лица) до нескольких тысяч - для должностного.